21 октября 2025 в 10:14

Что за диковины такие - «маленькие гиганты» Китая?

Сразу скажем, что это точно не игра противоречащих по смыслу слов, а название реального сектора китайской экономики.

Если же быть точным, то речь идет о целой группе предприятий, которые китайское правительство всячески поддерживает и продвигает. А делает оно это потому, что, являясь действительно небольшими в масштабах огромной страны компаниями, эти «маленькие гиганты» производят уникальную продукцию, которая пользуется высоким спросом на рынке и отличается своей инновационностью. В России о таких феноменах говорят: «Мал, да удал».

В качестве иллюстрации к сказанному любой правительственный чиновник назовет вам лидирующую тройку таких чудо-компаний. Первую строчку в этом топ-списке привычно занимает Baibu - облачная платформа, специализирующаяся на торговле тканями и оцифровке традиционного текстильного сектора. Цель компании, как считает известный в Поднебесной венчурный инвестор Эрик Ли, заключается в том, чтобы объединить в целях повышения эффективности и снижения затрат разрозненные текстильные производства. Другая цель Baibu (и, похоже, самого Ли как инвестора. - Ред.) - превратить физические фабрики в облачные предприятия, которые будут в состоянии соединить тысячи ткацких станков. Второе место в топ-3 прочно удерживает компания UMA Intelligent Group. Она занимается разработкой промышленных роботов для автоматизации сварочной промышленности, которая долгое время считалась трудоемкой и требовала высокого уровня квалификации работников. На третьем месте в этом списке обосновалась Baiaoheng - компания, которая ищет менее затратные способы переработки побочного продукта металлургии (шлака) в цемент или подобный ему материал. Для Китая, который очень много строит (объем строительного рынка, по данным 2023 года, оценивался в 4,74 трлн долларов. - Ред.), выбранное Baiaoheng направление - потенциальная возможность страны сэкономить госресурсы на цементе.

И таких предприятий в Китае с каждым годом становится все больше, о чем свидетельствуют две цифры, обнаруженные «ЗК» в открытом доступе. Если в конце 2021 года, по данным Министерства промышленности и информатизации КНР, в стране насчитывалось 4762 «маленьких гиганта», то на 20-й Китайской международной ярмарке малых и средних предприятий, состоявшейся в июле текущего года в Гуанчжоу, глава этого ведомства Ли Лэчэн назвал значительно «разбухшую» цифру - 14 600. Именно таков, по мнению чиновника, стремительный рост «маленьких гигантов», превращающихся (так же, как малые и средние предприятия страны) в ключевой сектор экономики страны, в ее будущее.

По сути, это итог практических шагов властей Китая на переориентацию своей экономики с потребительских интернет-компаний и цифровой торговли на внутреннее производство. А еще желание направлять технологии и финансы не на развитие приложений по вызову водителей, служб доставки еды и платформ социальных сетей, а в производство товаров.

- Если эра потребительского интернета последних двух десятилетий сводилась к формуле «Капитал, использующий Китай», то в следующие два десятилетия Пекин будет стремиться к тому, чтобы следовать противоположному принципу - «Китай, использующий капитал», - утверждает уже упоминавшийся венчурный капиталист Эрик Ли.

Согласно же официальной версии, развитие и поддержка «маленьких гигантов» помогут Китаю стать более самодостаточным государством, у которого просто-напросто отпадет нужда в целом ряде иностранных поставщиков в силу появления товаров, так сказать, домашнего приготовления.

Виктор Прокопчук

Фото: LEGION-MEDIA

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ