21 октября 2025 в 12:20

Водород зовет вперед

В использовании этого пока еще диковинного для автомобилей альтернативного топлива Китай заметно теснит даже страны, считающие себя законодателями данной технологии.

Так, корпорация Toyota Motor, один из старейших игроков рынка автомобилей на водородном топливе, по свидетельству Financial Times, серьезно обеспокоилась тем, что китайские автопроизводители в данном сегменте намерены повторить свой успех, достигнутый на рынке электромобилей.

Газета приводит мнение Мицумасы Ямагаты, отвечающего в Toyota Motor за развитие водородного направления. Как считает чиновник, уже сейчас Поднебесная доминирует на мировом рынке коммерческого транспорта на водородном топливе и готова стать лидером в том числе в сегменте легкового водородного транспорта. Кроме того, подчеркивает японский специалист, китайские конкуренты демонстрируют колоссальные успехи в развитии заправочной инфраструктуры для грузового водородного транспорта, предлагая топливо по втрое более низкой цене и стремительно расширяя сеть таких заправок. По словам г-на Ямагаты, в данной сфере использование водорода обеспечивает как высокую скорость восстановления запаса хода, так и снижение массы источников энергии по сравнению с традиционными литиевыми аккумуляторами.

Беспокойство потенциальных конкурентов Китая в области водородного автомобилестроения можно понять. По данным компании Interact Analysis, занимающейся исследованиями в области технологий, в минувшем году в Китае было продано 7069 водородных грузовиков и автобусов, что превышает статистику всех прочих стран, вместе взятых. При этом не могут не удивлять и другие китайские достижения в водородной отрасли.

Например, один из лидеров строительного машиностроения в Китае - компания XCMG разработала крупнейший в мире 260-тонный водородный карьерный самосвал. Он использует оригинальные решения по аккумуляторным системам и распределенному хранению водорода. Заправка самосвала водородом занимает 20 минут, а запас хода составляет более 120 километров. Другой китайский автогигант First Automotive Works (FAW) в лице дочерней компании FAW Hongqi разработал силовую установку, которая показала на 15% меньший расход водорода, чем у конкурентов, даже несмотря на более высокую снаряженную массу автомобилей.

А как в России?

Кто-то, возможно, будет удивлен, но на недавней Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ. Беларусь» ведущий научно-инжиниринговый центр транспортной индустрии России - институт НАМИ - представил самый мощный в данном сегменте водородный автомобиль в мире NAMI Hydrogen, собранный на базе люксового седана Aurus Senat. О серийном производстве NAMI Hydrogen, по словам начальника управления по продукту ФГУП «НАМИ» Михаила Кондратьева, говорить пока рано, ибо «разработка находится в стадии прототипа».

Максим Брунов

Фото: LEGION-MEDIA

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ