5 сентября 2013 в 05:42

От мигрантов нас избавит модернизация экономики

С подачи российских чиновников миграционная политика нашей страны выглядит как нескончаемая борьба со злом. Они ограничивают квоты иностранной рабочей силы в регионах, пугают нелегалов рейдами-облавами, экзаменуют гастарбайтеров на знание русского языка. Однако количественных и качественных преобразований пока нет. И не будет, как прогнозируют эксперты, пока государство не реформирует экономику.

В первые дни осени 29-летнему таджику Салахуддину Мурадову придется перебраться из Петрозаводска в Санкт-Петербург. В столице Карелии у парня, по его мнению, была «стабильная работа» - он мыл общественные туалеты, и «комфортабельное жилье» - однокомнатная квартира в старом доме, где ютились 14 человек. В Питере Салахуддин будет подметать дворы и ночевать на крыше многоэтажки рядом с воздуховодом. Вакансию и угол помогли найти земляки.

В Петрозаводске Мурадов провел более двух лет и не планировал оттуда уезжать. Но летом 2013-го три региона России - Карелия, Белгородская и Новгородская области - решили избавиться от гастарбайтеров. «Работодатели приглашают криминогенный состав мигрантов. Пора задуматься, а нужны ли они нам?» - с такой формулировкой губернатор Новгородской области Сергей Митин и глава Карелии Александр Худилайнен поручили подчиненным из комитетов труда и занятости «больше не задействовать выходцев из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана в экономике». Губернатор Белгородчины Евгений Савченко дал похожее указание: «В промышленности, на стройках должны работать свои люди. Хватит нанимать чужеземцев. Наладьте систему подготовки трудовых кадров в колледжах».

Смена Салахуддинова на Иванова, может, и позволит снять социальную напряженность в регионах, но ничего не даст экономике. Подъема не будет. Месяц назад чиновники Кронштадтского района Санкт-Петербурга, желая внести свою лепту в миграционную политику страны, выпроводили из ЖКХ дворников-таджиков и перепоручили их обязанности местным жителям. Уже через неделю районной прокуратуре пришлось проверять жалобы горожан на грязь во дворах. И дело не в том, что русские уборщики чистили улицы хуже гастарбайтеров. Просто на 122 вакансии откликнулись 60 человек - условия работы, техническая оснащенность коммунальных служб, оклады сотрудников остались прежними. Тогда с какой стати должна была возрасти производительность труда?

«Понятие «производительность труда» в России почти не используется, но об этом мы поговорим позже, - обещает кандидат экономических наук Александр Гребенюк. - Что касается дворников... Наша страна - мировой рекордсмен по их количеству. Модернизация в сфере ЖКХ, новые технологии - не более чем слова. Работодатели, к примеру, знают, что одна-единственная машина по уборке улиц способна заменить 100 человек. Но на мигрантах-нелегалах они могут нажиться, а на оборудовании нет. Сами посудите... Допустим, небольшая контора нанимает 5-6 мигрантов. По документам им платят по 25 тысяч рублей в месяц, на руки выдают по 10 тысяч. Разница уходит в карман начальства. За год набегает больше миллиона рублей...»

«...И это капля в море, - вздыхает председатель всероссийского профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов и советует корреспонденту «Мира новостей» вооружиться калькулятором. - Надо помнить, что работодатели не утруждают себя взносами в фонды социального и обязательного медицинского страхования за легальных и нелегальных гастарбайтеров. Бизнесмены и чиновники ловко используют прорехи в оте-чественном законодательстве. Трудоустраивая 15 русских специалистов и 15 мигрантов и назначая им одинаковую зарплату, допустим, в 16 тысяч рублей, компания или фирма экономит на иностранцах миллионы - до 34% от фонда заработной платы. Покажите мне человека, который откажется от выгоды?»

Попытки найти таких людей в Белгороде, Новгороде или Петрозаводске (не зря же их власти ратуют за экономику без чужеземцев) успехом не увенчались - руководители предприятий не хотят расставаться с мигрантами, напуганными новой политикой регионов. Удерживают их до последнего.

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

«Россия - государство с трудозатратной экономикой. Правительство РФ не создает условий для ее модернизации. Работодатели не заинтересованы в технологическом обновлении производства и подготовке высококвалифицированных кадров. Количество не переходит в качество, - объясняет кандидат экономических наук, автор ряда работ о совершенствовании миграционной политики Александр Гребенюк. - Мы безнадежно отстаем от развитых стран по уровню производительности труда. В эффективном, по нашим меркам, банковском секторе она составляет всего 30% от уровня Голландии. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), производительность труда в России составляет 35,7% от уровня США, где 22 миллиона безработных».

«Мы имеем экономику трубы и сырья, - полагает представитель Новосибирской академической школы Вазген Авагян. - Реальный производственный сектор России по сравнению с РСФСР сократился в 5 раз. Людям негде работать, и большинство зарплат в регионах мало отличается от пособий по безработице. Приток мигрантов, избыточное предложение дешевой рабочей силы тормозят модернизацию и автоматизацию производства».

КСТАТИ
Работодатели знают, что одна-единственная машина по уборке улиц способна заменить 100 человек. Но на мигрантах-нелегалах они могут нажиться, а на оборудовании нет.

Современные работодатели, по словам академика Авагяна, ведут себя как нижегородские купцы в 1804 году, когда изобретатель Иван Кулибин сконструировал уникальную баржу «Водоход». Машина, двигающаяся против течения, могла полностью заменить бурлаков и способствовать развитию судостроения. Однако власти решили, что модернизация по-кулибински «представит более для казны убытку, нежели прибыли», а купцы сочли, что держать бурлаков выгоднее, и отправили водный «перпетуум-мобиле» на слом. Так и сегодня государство, вместо того чтобы вкладывать средства в переоснащение производства и создавать льготы для инвесторов, способствует консервации экономики. А работодатели ради корысти нанимают дешевых и непритязательных мигрантов.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ

До летних каникул депутаты Госдумы РФ грозились принять законопроект «О правовом положении иностранных граждан в России», приостановив выдачу разрешений на работу, квот и патентов для мигрантов до 2018 года. И ничего в итоге не приняли.

Они же замяли предложение, внесенное в конце 2012 года Федеральной миграционной службой. ФМС планировала штрафовать российских работодателей за трудоустройство нелегальных мигрантов на 300 тысяч рублей и лишать их свободы на пять лет. Но депутаты отмахнулись: в Уголовном кодексе РФ и так есть статья 322 (организация незаконной миграции). Она действительно есть, но предусматривает наказание лишь для тех, кто способствует незаконному въезду мигрантов в Россию и их нелегальному пребыванию в нашей стране. И если в Москве работодателей по крайней мере штрафуют, то в регионах их чаще всего отпускают с миром.

Следующими инициативами, похороненными депутатами, были проекты о повышении ставки налога для компаний, в которых до 30% рабочих мест заняты мигрантами, и о поощрении некоммерческих организаций, «стучащих» на нелегалов.

«Это не поиск решения, а законотворческая истерия или нелепый пиар. Главная направленность нашей миграционной политики - загнать людей в угол, откуда без взятки им не выбраться, - убеждена председатель исполкома движения «Форум переселенческих организаций» Лидия Графова. - Надо находить более тонкие инструменты».

«Пока из великого множества идей мне кажутся разумными введение визового режима со среднеазиатскими государствами, ужесточение контроля за работодателями и наведение порядка в миграционных службах, - перечисляет кандидат экономических наук Александр Гребенюк. - Если действовать с умом, и этого было бы достаточно».

ЧУЖИЕ

В 2012-2013 годах Центр социально-трудовых прав и Центр этнополитических и региональных исследований изучали условия труда российских и иностранных рабочих. Приток мигрантов в нашей стране, судя по выводам социологов, увеличился на 37%.

«Бизнесмены предпочитают нанимать на работу тихих и покорных гастарбайтеров и действовать без оглядок на Трудовой кодекс РФ. Законодательство нарушают 40% предприятий, - знакомит нас со статистикой лидер всероссийского профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов. - Более 70% иностранцев не готовы отстаивать свои права в суде».

Так и россиянам приходится приспосабливаться и помалкивать. В 2004 году 53% граждан страны, по данным ВЦИОМа, готовы были спорить с недобросовестными работодателями. Сейчас силы на борьбу остались у 40%.

Мы начинаем мыслить и вести себя как мигранты. А что толку спорить, если даже за долгосрочные невыплаты заработной платы предпринимателей в регионах приговаривают к... четырем месяцам ограничения свободы? Так суд недавно «наказал» 30 карельских работодателей. Они не имеют возможности менять регистрацию и раз в месяц обязаны являться в полицию. Деньги 1200 подчиненным - свыше 30 миллионов рублей - коммерсанты до сих пор не выплатили.

Анна Бессарабова

Фото PHOTOXPRESS

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ