8 июля 2013 в 03:28

Кто спас Дмитрия Донского?

8 июля - День семьи, любви и верности. Православным он известен как День Петра и Февронии. Писательница Лариса Васильева, автор нашумевшей когда-то саги “Кремлевские жены”, недоумевает: почему семейный праздник отмечается у нас в честь святых, которые умерли монахами и не имели детей? Она считает, что на роль покровителей семьи идеально подходят совсем другие исторические персонажи.

Настоящий союз любящих должен быть скреплен детьми, ­ уверена Васильева. И чтобы не быть голословной, приводит в пример князя Дмитрия Донского и княгиню Евдокию Московскую. ­ В их браке родилось двенадцать детей, а любовь и верность достойны подражания и в наши дни.

Жизнь Евдокии Московской была объектом изучения писательницы долгие годы. Так случилось, что имя Дмитрия Донского известно каждому школьнику, а вот благоверную его спутницу не сразу вспомнят даже историки.

­ Один мой знакомый восстанавливает храм Дмитрия Донского. И когда я спросила, будет ли в нем придел Евдокии Московской, то в ответ услышала: “А кто это?”

Икона святых князя Дмитрия и княжны Евдокии

Впервые о великой княгине Васильева узнала в 60­е годы прошлого века. Изучая архивы, обнаружила в номере газеты за 1907 год сообщение о праздновании Дня святой Евдокии, в котором принимала участие семья императора.

­ Я тогда впервые задалась вопросом: кем же была эта женщина, которую так почитали в семье Романовых?

Выяснилось, что до революции княгиня была канонизирована, икона с ее образом стояла едва ли не в каждом московском доме: горожане почитали Евдокию целительницей, обладающей даром предвидения. Апокрифы описывают, как Дмитрий Иванович после ранения неожиданно почувствовал прилив сил и осознал, что его выносят с поля брани. Да не кто­нибудь, а жена!

Накануне Куликовской битвы Евдокия напутствовала Дмитрия начать бой в день Рождества Богородицы. Он последовал ее совету и победил.

История их знакомства не менее символична. Однажды, стоя возле иконы Владимирской Божией Матери во Владимирском кремле, Евдокия почувствовала, как ее озарил свет. В тот же день во дворе кремлевских палат послышался топот копыт, она выглянула в окно и увидела трех всадников. Выделила одного ­ среднего. Буквально на мгновение задержала на нем взгляд ­ и тот обернулся. Это был Дмитрий из Московского княжества. В тот же вечер девушка загадала желание, чтобы он стал ее мужем. Так и случилось. Вскоре сыграли свадьбу, которая положила начало объединению земель вокруг Москвы.

Благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским

­ Когда на Москву надвигался Тамерлан, ­ продолжает писательница, ­ Евдокия попросила своего сына Василия, который княжил во Владимире, перевезти в Москву икону Богородицы.

Надо сказать, что слыла Евдокия стройной красавицей с выразительными глазами. Не повышая голоса, она умела добиваться своего. Василий выполнил просьбу матери. Москва в сравнении с тем же Владимиром выглядела деревней, обнесенной частоколом. Удивительно поведение Василия еще и тем, что икона считалась покровительницей Владимирских земель. Но, как уже отмечалось, Василий матери не отказал. Образ несли с плачем и передали на краю Кучкова поля, где ныне стоит Сретенский монастырь. По легенде, увидев этот образ, враг не решился идти на город. С тех пор под этой иконой венчались сначала князья, потом цари и императоры.

Дмитрий Донской по нынешним меркам прожил недолго ­ умер в 1389 году в возрасте 39 лет. Его последнее желание перед смертью ­ остаться наедине не со священником, а с женой.

Она приняла бразды правления и прожила вдовой примерно 18 лет. Кроме церкви Рождества Богородицы, следов созидания Евдокии Московской до наших дней не дошло. Построенный при ней и Дмитрии белокаменный Кремль впоследствии перестроили, а Чудов и Воскресенский монастыри разрушили большевики в конце 20­х годов прошлого века. Останки княгини вместе с другими вынесли из служившего усыпальницей жен московских князей и царей Вознесенского собора. К счастью, они нашлись и сейчас покоятся в Архангельском соборе Кремля. Умерла Евдокия приблизительно в 1407 году в возрасте 54 лет.

По признанию Ларисы Николаевны, в период написания книги о Евдокии Московской, она потеряла близкого человека: “Евдокия приходила ко мне во сне и буквально заставляла продолжать работу. Больше того, она меня вылечила. Как­то на торжественном вечере в Кремле у меня сильно разболелась нога. Сижу и думаю: здесь когда­то жила княжна, а сейчас ничего от нее не осталось ­ только моя боль о ней. И нога прошла”.

Виталий Лесничий

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ