16 октября 2013 в 10:53

Страна простилась с Ольгой Аросевой

Будут вспоминаться ее улыбка, хрипловатый насмешливый голос, глаза живые, молодые, искрящиеся. Аросева - из породы последних... не народных даже, а любимых. Время, когда артистов любили, в общем-то прошло. С ее уходом - уж точно.

Говорить о том, что Аросева ушла внезапно, наверное, нелепо - все-таки возраст уже, 87 лет. И все-таки она ушла внезапно. Запомнилась-то бодрой, активной, жизнерадостной. Прошлый сезон в Театре сатиры отыграла от и до. И не абы что, не спектакль, десятилетиями зазубренный и сотни раз по привычке повторенный. Нет - премьеру! Виктюк поставил «Страсти по Радамесу» на трех «девочек»: Аросеву, Васильеву и Образцову. И Ольга Александровна прошла весь репетиционный процесс, не пропустила ни одного спектакля.

Как говорят коллеги по Театру сатиры, она и в этом сезоне отчаянно рвалась на сцену. Но уже не смогла...

МИХАИЛ ДЕРЖАВИН: «ОНА НИКОГДА НЕ НЫЛА»

- Аросева и в этом сезоне появлялась в театре, - рассказал нам многолетний партнер актрисы Михаил Державин. -  Человек она была необыкновенно активный. Есть такая пословица «Клин клином вышибают», думаю, этим и руководствовалась. Но вот последний месяц выбил ее из колеи, лишил всех возможностей: передвигаться и прочих.

- Но в прошлом сезоне даже намека на это не было.

- Да, в том сезоне она была огурцом просто! Мы на Ольгу Александровну ориентировались всегда, думали: боже мой, в какой она потрясающей форме, какая она умница, молодец! Может, и скрывала свое не самое хорошее самочувствие, но Оля никогда не ныла по поводу собственного здоровья. Никогда! Да и вообще никогда не жаловалась, несмотря на то что биография у нее очень тяжелая. Помню, как-то были с ней в Праге, говорит: «Миня, пойдем я покажу тебе дом, где мы жили». Мы пришли к особняку, где квартировались работники советского посольства (папа у Аросевой был дипломатом). Вокруг нас собрались работники этого учреждения, и она с таким оптимизмом, с такой радостью вспоминала свое детство. Она даже про Сталина плохо не говорила, несмотря на то что отца в 1938 году расстреляли. Никогда никого не ругала, не оскорбляла, вообще человек был уникальный... Мне кажется, поэтому даже у врачей отчаяния не было - она оставалась оптимистом до конца дней своих.

- Но ведь была еще и очень непростым человеком...

- У нее были сложные взаимоотношения с Плучеком (знаменитый худрук театра. - Ред.). Они иногда даже не разговаривали друг с другом. Но Аросева не уходила из Театра сатиры, а он никогда вопрос так не ставил, наоборот, занимал в лучших спектаклях, понимая, что она прекраснейшая артистка... Ольга Александровна могла очень толково объяснить свою позицию, интересно высказывалась по поводу спектаклей. Да, порой резко. Но она никогда ничего не делала исподтишка - говорила только прямо. И всегда была очень справедлива, деликатна, тонка...

НАТАЛЬЯ СЕЛЕЗНЕВА: «ЖИЛА ТОЛЬКО ТЕАТРОМ»

- Какие ассоциации с Ольгой Александровной? - переспрашивает Наталья Селезнева, также не один десяток лет проработавшая бок о бок с Аросевой. -  Требовательность к себе и окружающим. Безумная требовательность.

- Вы могли назвать ее своей подругой?

- Да, у нас было дружеское общение, я часто бывала у нее в гостях. И даже предложение Андреев (муж актрисы, режиссер Владимир Андреев. - Ред.) мне сделал у нее дома. Просто сказал ей: «Ольга Александровна, я хочу жениться на Наташе». И она очень любила моего сына, у них были замечательные нежнейшие отношения. Ольга Александровна вообще любила общаться с молодыми, и в основном с молодыми мужчинами. Она прямо преображалась...

- Чисто по-женски она вам открывалась?

- Никогда и никому. Говорю это с полной ответственностью. Личная жизнь Аросевой была обсуждаема, но только за ее спиной. Она никогда не открывалась, была в этом плане очень закрытым человеком.

- Можно сказать, что, несмотря на добродушный имидж веселушки, Аросева по жизни была одиночкой?

- Абсолютно правильно. Но она никогда и не пыталась казаться легкой и воздушной. Аросева была человеком с грандиозным чувством юмора, помешанным и влюбленным в профессию. Профессия - вот что было главным в ее жизни, доминирующим над всем.

- В театре ее больше любили или боялись?

- Последние годы боялись. Она неважно себя чувствовала, преодолевала свое нездоровье. Наверное, это сказывалось на общении с окружающими.

- А ваше последнее общение когда состоялось?

- Я была у Ольги Александровны дома, когда она уже болела. Просила: привези мне маленьких цыпляточек табака. Я привезла ей этих цыпляточек. Но она их уже не ела - нельзя было. Мы просто посидели, поговорили. «Ну что творится в театре?» - вот это ее больше всего волновало. Ее вообще интересовал только театр, это была ее жизнь. Не было семьи, не было мужа, детей, внуков. Привязанностей особых. Очень противоречивый был человек. В чем-то легкий, в чем-то тяжелый. Человек настроения. И если вы меня спросите, что такое Аросева, я скажу: актриса, актриса и еще раз актриса...

 ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ИНТЕРВЬЮ АКТРИСЫ

- Ольга Александровна, как сильный человек, многих своих коллег вы подавили, довели до психозов и неврозов? Многим сократили жизнь?

- Не считала. Наверное, многим. Надо на досуге об этом подумать. Но я помогала дуракам избавиться от их дурости, пошлякам от пошлости, а циники благодаря мне свой цинизм переставали демонстрировать. А что касается земной жизни... Может быть, кому-то и сократила своим характером. Но в следующей-то жизни они станут лучше. Может, это утешит их родных и близких.

- Если бы не были столь жесткой, смогли бы дожить до такого преклонного возраста, оставаясь в разуме и играя на сцене?

- Я не могу ответить одним словом «да» или «нет», потому что как первое, так и второе не будет истиной. А я не хочу лукавить. Если бы только жесткость была у меня, то известной и популярной я бы точно не стала и не прожила бы в разуме до столь почтенного возраста. Почему-то о других качествах, к примеру об уме, о таланте, работоспособности, вы не говорите. Но и без жесткости было бы трудно дожить до старости и чего-то достичь.

- У вас в жизни больше было друзей или врагов?

- Друзей было больше в детском и девичьем возрасте, врагов - в зрелом. Сейчас большинство и первых, и вторых уже умерли. Остались приятели и завистники. И тех и других примерно поровну...

Подготовили Дмитрий Мельман, Андрей Князев

Фото FOTOBANK.COM

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ