2 сентября 2014 в 13:11

Сергей Соловьев: кино - это чудесный наркотический сон!

 В весьма мрачном настроении и в раздумьях о будущем своих студентов встретил семидесятилетие известный режиссер, профессор ВГИКа Сергей Соловьев.

 Придя на премьеру короткометражных фильмов, снятых его учениками-вгиковцами, и показанных в рамках фестиваля «Московская премьера», Сергей Александрович не слишком радостно реагировал на поздравления с юбилеем и просил юбилейных речей не произносить. Потому что удовлетворения от сегодняшнего состояния кинематографа Соловьев не испытывает.

 - Есть несколько основополагающих принципов работы и жизни в кино. Когда мои ученики, пришли в институт, я им сказал: забудьте вы о том, что вы пришли учиться. Это дебильная, отвратительная история.

Я считаю, что лучшее место для того, чтобы делать шедевры - это ВГИК. Потому что, когда они ВГИК закончат, непонятно кто из них выйдет и чем они станут заниматься. Ведь от них ждут, что они станут таскать каштаны из огня для богатеев и зарабатывать деньги. Зря ждут! Я постарался, чтобы мои студенты были к этому абсолютно непригодны. Те, кто дает деньги от имени государства (вероятно, Минкультуры), считают, что мы должны научить их делать какой-то кинематографический продукт. Какой продукт, для чего продукт?  Это ведь не гастрономический институт. Настоящая картина не должна стоить вообще ничего! В последнее время я видел только одну такую картину. И кому нужен этот продукт? У нас столько таких г….-продуктов, когда сидят зрители в ангаре, жрут поп-корн и «потребляют» кино. Недавно меня позвали на просмотр такого фильма, в такой гламурный ангар. Вместе с девушкой посадили на мягкий диван, мы были вдвоем в зале, пришел официант и стал предлагать на выбор выпить и поесть. Мы сели на диван, потушили свет. И паралельлно крутился это продукт, который стоил миллионы. И они отмывались в этом ангаре. Но это ведь другая пьянка. Для того, чтобы участвовать в ней, не нужно учиться во ВГИКе, надо учиться в финансовом институте.

А мои ученики обречены. Продюсер должен быть редким уродом, чтобы связаться с кем-то из моих учеников. Потому что прогорит, вложенные деньги не вернет! Но дело наше не безнадежное! Время от времени идет набор во ВГИК, и на две с половиной тысяч поступающих всего 12 мест. Процесс набора страшен своими открытиями - люди, которые хотят быть режиссерами, вообще ничего глобально не знают. Один способный  молодой парень, который поступал сюда несколько лет назад, услышав от меня, что его рассказ похож на шукшинский, спросил: «А кто такой Шукшин?». Это нормально, человек поступает во ВГИК?! После этого я убедил поставить памятник Шукшину.

Несколько лет назад в молодежной среде было очень модно быть дебилом. Но спад на эту моду проходит. И молодые люди уже сами не хотят быть дебилами, и своим друзьям и знакомым не советуют становиться дебилами. Кино - это чудесный наркотик, чудесный наркотический сон. Я не знаю, но что-то происходит. Да, у моих нынешних учеников нет шедевров, но возможности того, чтобы они были, в их картинах есть.

Похоже, что Соловьев искренне жалеет о своем поступке почти тридцатилетней давности, когда он клеймил советских режиссеров на пятом съезде Союза кинематографистов СССР за то, что они снимали советское идеологическое кино. Но снимали талантливо!

Андрей Князев

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ