сегодня в 08:03

Кино на дотациях - путь к деградации?

Государственная поддержка кинематографа растет с каждым годом. Это ли не повод для радости и гордости? 

Нет! Оказывается, это повод для тревоги за будущее «важнейшего из искусств».

Благими намерениями вымощена дорога, все знают куда... Видимо, эту пословицу вполне можно применить к ситуации с госфинансированием кино. Когда в эту сферу из бюджета страны вливаются огромные деньги - это на первый взгляд благо. Талантам надо помогать! Но на днях многие российские кинокритики дружно обратили внимание на новость из Франции. Там был опубликован отчет Генеральной инспекции финансов, в котором отразился шокирующий парадокс: объемы дотаций на кино растут, а интерес зрителей к французским фильмам неуклонно падает. Масштаб господдержки киноиндустрии достиг во Франции 1,2 млрд евро. На эти деньги ежегодно снимается более 300 фильмов. Но половина из них собирает в прокате меньше 20 тысяч зрителей. Почти 70 процентов картин оказываются убыточными.

Можно было бы плюнуть на эту французскую новость. Нам-то что? Но ведь точно такая же печальная картина наблюдается и у нас! Средств на кинопроизводство выделяется с каждым годом все больше: щедрость государства достигла отметки 12 млрд рублей в год. Но, например, по итогам 2024-го из всех фильмов, получивших государственное финансирование, 81% оказались убыточными. Результаты этого года еще неясны. Но зато есть вопиющий пример провала: фильм с Захаром Прилепиным «Толерантность», получивший статус «социально значимый» и поддержку Минкультуры, посмотрели чуть более 300 зрителей. Тут нет ошибки. Всего 300 (триста) зрителей! Показы длились около трех недель, а потом фильм убрали из сетки из-за отсутствия публики. Заработать на «Толерантности» удалось меньше 100 тысяч рублей. При затратах на производство в 200 млн...

Но почему так? Почему чем больше дают денег, тем стремительнее деградирует отрасль? Это буквально одной фразой объяснил директор Гильдии кинорежиссеров Игорь Степанов: «Когда государство дает деньги, тебе плевать, что снимать. Ты ни копейки не потеряешь». Он также рассказал про особенности отбора проектов, претендующих на госфинансирование:

- Государство поддерживает в первую очередь проверенных режиссеров. Если берутся - они создают продукт. Не важно какой - плохой, хороший, талантливый, бездарный. Но в ситуации, когда многие, взяв деньги, не делают кино вовсе, извините... Зачем Минкультуры рисковать и давать много денег неизвестному режиссеру, который непонятно как их реализует?

Режиссер Роман Михайлов уверен, что поток дотаций в кино пора перекрыть: «Только так можно «взболтнуть» ситуацию». А вот Алексей Герман-младший считает, что убирать господдержку нельзя:

- Это глупость! За последнее время платформы произвели много контента, зачастую довольно низкого качества. Там нет и не было никакого государственного участия. Надеяться на мудрую руку рынка наивно. В последние годы киноязык стагнировал во всем мире. Это обусловлено тем, что мир переходит в новую историческую эпоху, рождаются новые смыслы. Мы находимся на пороге третьей мировой войны. Кинематограф не успевает адаптироваться. Перед сломом всегда происходит стагнация, это нормально.

Михаил Нечаев.

Фото: LEGION-MEDIA

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ