Пока все обсуждают миллиардные сборы «чебурашек» и «буратин», на задворках кинематографа пылятся фильмы, оказавшиеся отрезанными от широкого проката.
Готовых кинопроектов, которые легли на полку, накопилось удивительно много. На это обратил внимание автор канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев:
«Давайте зафиксируем: в России есть новое «полочное кино». Я собрал в таблице все известные случаи, когда российские фильмы и сериалы по разным причинам: вообще не дошли до зрителей; дошли, но исключительно в рамках закрытых или индустриальных показов; дошли, но нелегально (слив); дошли благодаря релизу за пределами РФ. Для протокола... В СССР на полку за 1926-1984 гг. положили не меньше 105 картин. В России за последние шесть лет на полке оказалось не меньше 48 фильмов и сериалов».
Речь о проектах, которым либо было отказано в прокатном удостоверении, либо такое удостоверение было выдано, но потом отозвано. И поражает, что количество таких картин уже доросло до почти половины от количества советской «запрещенки»...
- Я в ужасе, - признался нам известный кинокритик Александр Шпагин. - Потому что открыто противленческих картин там не так уж много. Причем открыто противленческие - назовем их «либеральными» - малоубедительны. Они очень прямолинейные и в основном не высокохудожественные, мягко говоря. Но почему под запретом оказались остальные картины... Тут я в полном недоумении. Если анализировать список, то многие фильмы из него указывают на грустную тенденцию: душится любая социальность. Вот только она начала появляться в живых коммерческих формах, только появилась отраженная реальность, люди стали говорить человеческим языком, обсуждать насущные проблемы... И сразу стало нельзя! Социальная ирония - это абсолютно нельзя. То есть нас насильственно тянут обратно, в 2010-е годы, в эпоху тотального гламура и полной пустоты. Нас тянут туда вожжами после того, как у нас в определенный период уже началось другое кино, которое высвечивает насущную реальность. И этого джинна сейчас пытаются запихнуть назад. А в итоге мы снова идем к тому плохому состоянию кино которое у нас было в 2010-е годы.
У нас в кино был прорыв в 2022-м. Тогда словно портал открылся и поперли хорошие картины. В основном это были иронические комедии, но в которых уже присутствовал социум, были какие-то ноу-хау в сюжетах. И эти ноу-хау подталкивали к какой-то новой энергетике, к новым смыслам. И вот сегодня это все будет загоняться назад. Это уже происходит. Складывается такая ситуация, когда продюсеры боятся всего! Любая реплика даже в исторических картинах их смущает: «Ой, нет... Это звучит намекающе на то-то и то-то. Нет, это нельзя! И это нельзя!» Социальные комедии продюсеры перестали брать в работу, потому что «да ну, вдруг там что-то такое разглядят, чего не надо бы». И я могу понять продюсеров, естественно. А зачем им проблемы? Деньги не отобьются, и вообще плохо будет.
Надо сказать, что в советское время, когда вообще весь кинематограф был в социальной тревоге и многое запрещалось, еще можно было побороться за фильм. Можно было сменить акценты, убрать какую-то сцену, что-то переделать... То есть можно было над фильмом поработать и все-таки выпустить его к зрителю. А сейчас - нет. Фильм не выпускают - и все. Без объяснений. Мы идем к тому, что в кино останется только один адский позитив. Но возвращаясь к списку нашего «полочного кино», я думал, что у нас гораздо меньше фильмов запрещено. Что-то из них еще можно окольными путями посмотреть. Но ведь много таких, которых нигде нет, и я даже не слышал эти названия. И хочется воскликнуть: «Что вообще происходит?» Можно, кстати, вообще у нас отменить кино, как, например, в одной из стран Средней Азии, где просто ничего не снимают - и все. Там своего кино вообще нет. И живут ведь как-то без него! Вот к чему все это приведет? К тому, что люди будут смотреть американское кино. Очень жаль. Потому что только недавно возник интерес к нашим фильмам. А теперь из них можно без проблем снимать и показывать только «чебурашек» и всякие фэнтези...
Лидия Мезина
Фото: FREEPIK.COM