сегодня в 02:05

«Негоген»: Из Лаоса в ...Сочи

В рамках второго Международного кинофестиваля «Евразия - Кинофест», который восемь дней проходил в Сочи, состоялась премьера фильма «Негоген» Полины Ольденбург.

Роли в картине сыграли заслуженная артистка РФ Елена Валюшкина, а также актеры Мария Козакова, Максим Колосов, Сергей Тодоров и Олег Харитонов.

Фильм режиссера Полины Ольденбург «Негоген» (участник специальной фестиваль программы) был снят благодаря грантовой поддержке АНО «Евразия». Руководитель департамента межкультурных программ и международных проектов АНО «Евразия» Вячеслав Матвейчук, рассказывая о проекте, заметил, что фильм «Негоген» — победитель питчинга «Евразия-Кинофест 2024». 

Фильм рассказывает о человеке, который расстался с успешной жизнью, чтобы заниматься любимым делом. Продюсер картины Сергей Новожилов. Благодаря усилиям команды картину удалось снять в короткие сроки - всего за десять дней. И еще один интересный факт. Раньше российские кинематографисты не снимали кино в Лаосе, а теперь проторят сюда дорожку. Так что команду картины можно поздравить с почином.

Режиссера «Негогена» Полину Ольденбург часто называют многостаночником. Она и сценарист, и поэт, и композитор, и певица. В ее исполнении в фильме звучит авторская песня.

Исполнитель роли главного героя Максим Колосов рассказал мне как все происходило.

- Времени для сьемок в Лаосе было мало. А мне, как и любому любознательному человеку, который впервые оказывался в этой небольшой, но удивительной стране, хотелось увидеть все и даже чуточку больше. На стадии подготовки проекта «Негоген» мы крайне ответственно подошли к планированию съёмочного периода, и в итоге - днем снимали, вечером, уже после захода солнца, отправлялись исследовать город.

Небольшой, но прекрасный Луангпхабанг, расположенный вдоль главной реки страны Меконг, – одна из древних столиц Лаоса. Город поражает, в первую очередь, своей утончённой архитектурой во французском стиле, которую страна сумела сохранить до наших дней. Вплоть до 1953 года Лаос был под протекторатом Франции.

Вечерами мы гуляли по центру города, где одной из точек притяжения для местных и гостей служит уличный рынок, на котором продается буквально все – от кожаных и деревянных изделий ручной работы до картин, кофе, одежды и прочих сувениров. С продавцом, кстати, всегда можно договориться по цене! А после, довольные покупками, усаживались в одном из многочисленных ресторанов, чтобы отведать местную кухню – наваристую и с азиатской перчинкой!

Правда, был случай, когда пришлось оперативно корректировать график съемок! Мы выдвинулись на туристической большой лодке сразу на две важные локации – слоновья ферма, где верхом на слоне должна была сниматься ведущая актриса театра имени Моссовета Елена Валюшкина, и древний храм, сооруженный в скале, в котором, по легенде, пятьсот лет назад укрывались местные монахи от интервентов.

Чтобы сьемки были красивыми и масштабными, мы решили использовать профессиональный квадрокоптер. И вот когда мы уже подплывали к съемочным локациям, появилась идея снять еще и движение лодки с высоты птичьего полета. Однако, мы не учли одного – лодка была в движении, и едва наш оператор дрона запустил движки аппарата и нажал кнопку на взлет, дрон резко сместился с точки взлета и, едва не задев меня, влетел в кабину капитана судна. В итоге, аппарат был бесповоротно поврежден, настроение изрядно подпорчено, но… выдохнув и смирившись с тем, чтобы кадров красоты с высоты птичьего полета нам не видать, все последующие сьемки провели с использованием стандартной камеры. Это не повлияло на возможность передать через экран уникальность и красоту природы столь удивительной и самобытной страны под названием Лаос. 

Свое мнение высказала, посмотрев картину, российский и израильский киновед и кинокритик Дина Ратбиль:

- «Негоген» пронизан буддийским настроением этой небольшой, невероятно живописной и почти оторванной от цивилизации страны. В первой части фильма как бы ничего не происходит. Под очень тягучую печальную лаосскую песню ходит-бродит белый мужчина. И сразу не поймешь даже из какой он социальной группы.  Вроде бедный, фрукты собирает, а туфли дорогие.

Это главный герой картины Григ, роль которого исполняет Максим Колосов – владелец фирмы, миллионер. Правда, зритель узнает об этом лишь в середине фильма. Живет Григ один, как отшельник, в заброшенном каменном строении. Не в свайном. В прилипшем к земле. Да он и сам «прилип» к этой земле. Вдохновленный Лаосом, пишет картины, потому что не писать не может.  Москва, фирма, бизнес не давали такой возможности. Миллионер бросил всех, в том числе, любимую жену (Мария Казакова) и удрал в Лаос. Но в его счастливое одиночество врывается старый друг (Олег Харитонов), прихватив с собой супругу Грига и вероломную тещу (Елена Валюшкина). Цель понятна: вернуть беглеца домой.

Актерские, сдобренные комизмом сцены, Елены ломают и одновременно обогащают жанр картины. Да и Максим Колосов органично проживает роль художника. Ему веришь. Мария Козакова, из известной актерской династии (внучка Юрия Яковлева и Михаила Козакова) купается в роли, как в чистой лаосской реке. Фильм очаровывает красочными пейзажами, лицами лаосцев.  Григ нашел свое место. Он негоген, но уже и Гоген.

«Что может быть лучше, чем поехать с друзьями в теплую экзотическую страну посреди холодного февраля? Да еще и для того, чтобы заняться там любимым делом — снять кино. Так бывает, — рассказывает режиссер Полина Ольденбург. И во время съемок происходили почти мистические истории, которые помогали нам в работе. Иногда мне казалось, что фильм сам себя снимает!»

Как отметила первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по просвещению, председатель Совета АНО «Евразия» Алёна Аршинова, «-Во втором «Евразия-Кинофесте» участвовало вдвое больше фильмов, чем в прошлом году. Это говорит о самом главном — запрос на диалог через культуру становится сильнее.

Андрей Князев.

Фото предоставлено пресс-службой

фестиваля «Евразия -Кинофест».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ