15 ноября 2023 в 08:40

Билетная мафия непобедима?

Новости из очереди за билетами в Большой театр на «Щелкунчика» напоминают сводку из района боевых действий.

На днях сообщили о двух пострадавших девушках - ринувшаяся за ограждения толпа чуть не затоптала их. Чтобы получить заветный билет, любители искусства вынуждены сутками стоять в очереди.

Большой театр последние четыре года продает билеты по браслетам: сначала нужно выстоять одну очередь за ними, затем другую - чтобы по ним купить билеты на спектакли. Администрация ГАБТ объясняет эти неудобства тем, что таким образом пытается пресечь деятельность билетных перекупщиков.

В полночь 4 ноября браслеты выдавали тем, кто собирается на спектакль 23 ноября. Продажи самих билетов начинались только утром. Но воспользоваться такой возможностью смогли исключительно первые 400 очередников. Вот только получилось, что среди этих счастливчиков львиная доля оказалась все той же билетной мафией. Только теперь они называют себя волонтерами.

СПЕКУЛЯНТЫ СТАЛИ ВОЛОНТЕРАМИ

...Вечером 4 ноября площадь у Большого театра была заполнена людьми. «Мы подошли в 20.00, рассчитывая к полуночи получить браслеты. Но сразу стало понятно, что эта затея невыполнима: рядом находились люди, которые пришли сюда в 6 утра и уже больше 12 часов стояли на холоде. Их было явно больше, чем 400 человек. Полиция даже выставила ограждение. Рядом крутились какие-то волонтеры, предлагавшие записаться в очередь, а для этого отметиться в специальной тетрадке», - рассказывала одна из покупательниц.

Неожиданно появилась еще одна группа волонтеров, которая назвала тех, что с тетрадкой, мошенниками, а себя провозгласила настоящими распорядителями очереди, выступающими от имени администрации Большого театра. Новые волонтеры потребовали перезаписаться, но откуда-то прибежали старые волонтеры с тетрадкой и устроили настоящую драку. В итоге полицейские скрутили и тех и других. Обе конкурирующие группировки оказались билетными перекупщиками. Под видом организаторов очереди они с легкостью оказывались в числе первых получателей браслетов, а потом и билетов.

«Возле касс появилась организованная группа, которая заняла примерно первых сто мест. Далее формировалась хаотичная живая очередь, к первой сотне постоянно добавлялись непонятно откуда появляющиеся люди. Очередники не могли сопротивляться более сильным товарищам и вынуждены были пропускать их. В какой-то момент началась давка, и еще одна группа товарищей переместилась вперед, оттеснив остальных», - рассказывали пострадавшие в очереди женщины.

Наконец за дело взялись стражи порядка. Уже в двенадцатом часу ночи они отделили часть очереди ограждениями. Попавшие внутрь ограждений оказались зажаты оцеплением. Выйти оттуда было можно, но обратно бы уже не пустили.

Купить билеты по уже полученным браслетам можно было утром, начиная с 10 часов. Большинство любителей искусства домой уже не уезжали - продолжали ждать открытия касс.

«Было непонятно, что и как, поэтому на всякий случай на Театральную мы вернулись к 8 утра. Напрасно, потому что билеты мы купили около 20.00. Стоять было невероятно изматывающе, потому что холодно, промозгло, несколько раз начинался дождь», - сообщает в соцсети одна из покупательниц. На приобретение вожделенного билета в общей сложности ушло без малого двое суток.

ИДУТ НА ГРИГОРОВИЧА

Сами сотрудники театра говорят, что ажиотаж начался еще в 2021 году, когда «Щелкунчик» был показан в классической постановке знаменитого хореографа Юрия Григоровича. Именно эта версия балета стала наиболее популярной. Со временем ажиотаж вокруг новогоднего «Щелкунчика» только разрастался. Особый шик был именно в том, чтобы посмотреть балет на старой сцене, притом что аналогичный «Щелкунчик» (ну может быть, с другим актерским составом) спокойно идет по соседству в Кремлевском дворце съездов. Все это время история с давкой за билетами оставалась незамеченной широкой публикой, но сейчас кто-то опубликовал информацию в соцсетях. И понеслось...

При этом многие покупатели утверждают, что смогли оформить билет на сайте театра. Правда, он все время зависает, поэтому требуются упорство и 3-4 часа времени. Но это лучше, чем сутки напролет стоять на холоде.

 

При желании можно было бы наладить продажу билетов, исключив перекупщиков. И пример у нас такой есть - организаторы ЧМ-2018 серьезно осложнили бизнес профессиональным билетным спекулянтам.

Российские власти тогда по­обещали применять жесткие меры по отношению к спекулянтам на чемпионате мира. В конце января 2018 года Госдума приняла поправки в КоАП, введя две новые статьи, предусматривающие большие штрафы за перепродажу билетов и их подделку. Для физлиц размер штрафа начинается от 50 тыс. рублей, для юрлиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей.

 

ПЕРЕКУПЩИКИ ЗАРАБАТЫВАЮТ ОТ 50 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

В пресс-службе театра заявили, что здесь делают все для того, чтобы решить проблему, искоренить перекупщиков и организовать очередь. Эта борьба продолжается уже много лет.

«Например, у нас 25 спектаклей «Щелкунчик», спекулянтами скуплено на каждое представление, предположим, 200 билетов из 1500 - выходит около 5000 билетов. Допустим, билет стоит 10 тысяч, умножаем на 5 тысяч - 50 миллионов, это если по двойной цене. Но они-то продают в 5-6 раз дороже! Причем я заметил: как только мы вводим какое-то ограничение, в дирекцию тут же мгновенно поступает пачка писем с криками: «Доколе?! Вы ограничиваете! Не даете возможность простым людям попасть в театр!» И все это от имени народа», - вздыхает директор Большого театра Владимир Урин.

Тогда и придумали браслеты, которые подделать якобы невозможно уже потому, что каждый раз они другого цвета. Надевают их на руку очередника, при этом снять или передать кому-то не получится. Браслет неизбежно окажется испорченным, и билет по нему не продадут. Но так ли это на самом деле?

На сайтах объявлений уже висят предложения купить браслет по цене от 10 тысяч рублей. Есть услуга «все включено» - перекупщик самостоятельно получает браслет, а потом специальным методом его со своей руки отклеивает и надевает на руку заказчика. Цена вопроса от 20 до 50 тысяч. Время от времени эти объявления блокируют, но через пару дней они возникают вновь.

Представители ГАБТ заявляют, что за деятельность спекулянтов отвечать не могут. Пока руководство театра ограничивается только объявлениями о том, что никакие третьи лица продавать браслеты и билеты не имеют права.

Появились сайты-двойники официального портала Большого театра. Там вовсю торгуют не браслетами, а сразу билетами. Партер - от 110 до 200 тысяч рублей, при этом официальная цена - 20 тысяч.

Представитель онлайн-сервиса по продаже билетов Виталий Виноградов говорит, что мошенники практически оккупировали все виртуальное пространство. «Мы насчитали 1200 поддельных сайтов, поэтому, если неопытный человек будет искать билеты через интернет, он скорее попадет на фейковый сайт, чем на настоящий», - считает он.

Не так давно в Госдуме приняли законопроект о продаже театральных билетов. Теперь реализовывать их могут только уполномоченные лица, наценка должна быть не больше 10%, к тому же возвращать билеты в кассы теперь можно только по особым правилам.

«Обычно у перекупщиков не 2 билета на руках, которые они хотят сдать, а гораздо больше. Именно этим важна эта часть закона. Кто-то не продал эти билеты, они пришли и перед мероприятием за 2 часа сдали пачку билетов в кассу. Конечно, это невыгодно организатору - мы страдаем», - рассказывает начальник отдела продаж Театра на Таганке Мария Бухарова. После принятия нового закона билеты становятся невозвратными за три дня до сеанса. Но эти меры, похоже, действуют плохо. За один сезон на одной только «Таганке» спекулянты зарабатывают 20 миллионов рублей - эту сумму назвали в театре.

Пока известно об одном громком уголовном деле, связанном с билетными спекулянтами. В январе прошлого года начался процесс над организованной преступной группировкой, которая создала почти 300 фейковых сайтов, торгуя билетами в лучшие культурные заведения страны. Штат конторы составлял 50 человек - здесь были дизайнеры, рекламщики, курьеры, менеджеры. В общей сложности банда за 3 года получила доход порядка 1 миллиарда рублей.

Тогда следователи заявили, что им удалось разгромить самый центр билетной мафии. Адвокат Алексей Кирсанов, представлявший интересы Мариинского театра, высказался о необыкновенно качественной работе Следственного комитета. Но история со «Щелкунчиком» показала, что радоваться рано: билетная мафия не исчезла, а только осваивает новые формы работы.

Материал подготовила

Наталья Пуртова.

Фото А. Новосильцева, А. Любимова,

А. Авилова/АГН «Москва».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ