28 мая 2025 в 13:25

Самолет «Байкал» оконфузился перед Ан-2

Вице-премьер и полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев заявил в Госдуме, что разработка малого самолета «Байкал» для местных авиалиний зашла в тупик.

Выходить из ситуации придется ремоторизацией (заменой двигателя) самолета Ан-2. Того самого, что воевал еще в Великую Оте­чественную. Не стыдно ли господам чиновникам в этом признаваться?

Причиной заморозки разработки якобы стал ряд «драматических ошибок», допущенных при проектировании. Как следствие - увеличение затрат и срока реализации проекта почти на пять лет. Самолет получился в три раза дороже, чем заказывали, да еще и с проблемами по части безопасности и устойчивости полета.

В 2019-2023 годах на самолет было выделено порядка 5 млрд рублей. В 2024 году Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) оценила один такой самолет в фантастические 455 млн рублей.

После поручения президента цену снизили до 260 млн рублей.

«Что это за игры, когда речь идет о таких важных государственных задачах? - возмущается заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. - И 260 миллионов рублей - очень высокая цена. Авиаперевозки внутри региона всегда убыточны и во многих странах поддерживаются государственными дотациями».

Эксперты считают, что большая ошибка рассматривать «Байкал» как замену Ан-2. За 80 лет ни один конструктор так и не смог создать конкуренцию Ан-2, настолько удачным был тот самолет. К примеру, Ан-2 нужна взлетно-посадочная полоса длиной лишь 600 метров, а для «Байкалов» - 1200 метров.

На устранение конструктивных проблем «Байкала» Уральский завод гражданской авиации в 2025 году запросил у Минпромторга безумные деньги - 10 млрд рублей. Много больше, чем на нулевой цикл. «Но почему никто не удосужился спросить, куда делись ранее выделенные миллиарды? - недоумевает Смирнов. - До 1990 года в Приморье каждая деревня имела регулярные рейсы на малых самолетах, которые подвозили бы к районному центру, а из районного центра до областного центра.

Может, не стоит тратить сотни миллионов народных денег на доводку «Байкала», а модернизировать Ан-2? Тем более опыт имеется: три года назад его приспособили к условиям Арктики.

Алексей Воробьев

Рисунок: Е. Кран.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ