Для покрытия бюджетного дефицита в 2026 году власти решили в три раза урезать расходы на федеральный проект развития общественного транспорта. Если не считать Москвы, которая намерена потратить на это дело больше триллиона рублей, перспективы для остальных регионов - самые печальные.
Общественный транспорт в регионах и так вызывает постоянные жалобы горожан: ходит редко, автобусов-троллейбусов не хватает, от 40 до 85% (по разным подсчетам) автопарка в городах устарело и требует замены.
Федеральные власти последние пять лет помогали регионам закупать необходимое. С 2020 года страна получила более 16 тысяч новых автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Больше, чем за все постсоветские годы вместе взятые.
Отечественные производители строили далеко идущие планы. «КамАЗ» наращивал выпуск автобусов, «СИМАЗ» в Ульяновске запустил новые линии, в Нефтекамске расширили производство автобусов «Лотос». В Хабаровске «Волгабус» строил новый завод, рассчитывая на растущий спрос. Даже белорусский МАЗ планировал удвоить поставки в Россию.
Уфимский трамвайно-троллейбусный завод готовился к строительству новых цехов для выпуска современных вагонов «Горожанин».
Но уже в 2025 году продажи новых автобусов сократились на 57%. Рынок электротранспорта просел на треть. Вместо обещанных 1149 трамваев и троллейбусов российские города получат не больше 400 единиц техники.
В Российской академии транспорта не скрывают: муниципалитетам придется закупать что подешевле - автобусы малого и среднего класса. Проще говоря, эра газелей и пазиков возвращается.
Парадокс в том, что сэкономить при покупке микроавтобусов не получится. Скорее, наоборот. При пассажиропотоке до 1100 человек в час троллейбус дает 15% экономии против автобуса, трамвай - 40%.
Трамвай служит 30 лет и перевозит до 100 пассажиров одновременно. «Газель» берет максимум 12 человек и ездит без проблем всего несколько лет. Да и водителей потребуется в разы больше. Так что закупкой микроавтобусов проблему не решить. А вот увеличение доли тех же трамваев могло бы сэкономить бюджету десятки миллиардов рублей ежегодно, считают эксперты рынка.
Расчет на китайские микроавтобусы иллюзорен. Растущий утильсбор, проблемы с сервисом и дефицит запчастей делают их малопривлекательными для перевозчиков.
Недавно принятый закон о локализации такси добавляет проблем. Услуги персональных перевозок дорожают, спрос есть, но предложение сокращается. Цены на новые легковушки продолжают расти, делая личный автомобиль недоступным для многих россиян.
Если горожане опять массово пересядут на маршрутки, ничего хорошего не будет. Статистика происшествий с участием маршруток неизменно кошмарная. За первое полугодие 2025 года в ДТП с микроавтобусами погибли 847 человек, пострадали 3214. Тогда как с участием трамваев и троллейбусов за тот же период погибли 23 человека.
А экологический ущерб? Один дизельный автобус выбрасывает столько же вредных веществ, сколько десяток легковых автомобилей. Троллейбус и трамвай - абсолютно чистые виды транспорта.
По данным Росстата, в наших городах не хватает примерно 18 тысяч единиц общественного транспорта. После сокращения госпрограммы обновления транспорта дефицит вырастет до 30 тысяч. Городские жители будут расплачиваться за сиюминутную экономию своим здоровьем: переполненные маршрутки, пробки, грязный воздух...
Яна Полянская.
Фото: С. Ведяшкин/Агентство «Москва»