События в мире
7592 | 0

Кому в Болгарии мешает Алеша?

Кому в Болгарии мешает Алеша?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Стоит в болгарском городе Пловдиве на высоком холме русский солдат Алеша.

В Советском Союзе о нем сочинили песню. Болгары ее любили, она практически стала народной. Простые, но трогательные слова знали миллионы. Помните: «Белеет ли в поле пороша…» Теперь ее почти забыли, а сам Алеша стал очень неудобен нынешним властям.

НАШИ ПАВШИЕ – КАК ЧАСОВЫЕ

Алешу спасала до сей поры, похоже, лишь мировая известность, как и монумент Воину-Освободителю в берлинском Трептов-парке, и местные отчаянные активисты, но теперь, когда Россия стала злейшим врагом Запада и внешнеполитическая конъюнктура в странах Евросоюза резко изменилась, наступил момент, когда у «братушек» вновь потянулись руки к Алеше.

Нельзя сказать, что такой демарш стал для России полной неожиданностью. Алешу сносили как минимум трижды: в 1989-м (тогда жители Пловдива дежурили у памятника ночами, чтобы этого не допустить), в 1993-м (в тот раз жившие в Болгарии русские ветераны Великой Отечественной пригрозили актом публичного самосожжения в случае его уничтожения), в 1996-м (решение местного совета было отменено верховным судом страны).

Недавно мэрии Пловдива настойчиво рекомендовали рассмотреть предложение о демонтаже Алеши. Если идея будет принята, памятник демонтируют до конца 2024 года и отправят в Музей социалистического искусства. Особенно интересна причина, по которой монумент требуют убрать. Оказывается, он слишком большой для города, виден отовсюду. Опять же, напоминает о неприятном: о России и ее роли в истории Болгарии. Памятник, по мнению правых, искажает эту историю.

БОЛГАРИИ РУССКИЙ СОЛДАТ

Говорят, маршал Победы Георгий Жуков летом 1945 года сказал: «Мы их победили, они нам этого не простят». Это касается и Болгарии. Причем болгарские власти проявили удивительную дальновидность. Это был единственный союзник Германии, который сохранил дипломатические отношения с СССР, и, как следствие, Болгария не воевала против нашей страны на Восточном фронте.

Но память теперь мешает молодым проевропейски настроенным политикам. «Признать памятник Алеше символом оккупации Болгарии с 1944 по 1947 год. Это был унизительный период для болгарского народа. Мы не поддерживаем побежденный гитлеровский фашизм. Но мир сегодня лучше не только потому, что фашизм был истреблен, а еще и потому, что Советский Союз так удачно развалился», - заявил Владимир Славенски, депутат от партии «Демократы за сильную Болгарию».

Вот что думает по этому поводу политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: «Чем ближе страна к России, тем жестче и последовательнее прозападные элиты стараются порвать память о прошлом. До чего договорились в той же Болгарии: в составе Турции Болгарии было хорошо. А русские чуть ли не насильно их из Турции вырвали, сделав самостоятельными...»

Речь идет о событиях второй половины XIX века, когда 3 марта 1878 года был подписан мирный договор между Российской и Османской империями. Результатом стало появление на карте мира нового независимого государства - Болгарии. Кстати, власти Болгарии последнее время не приглашают российскую делегацию на празднование освобождения от османского ига. Зато приглашают… Эрдогана! Может, предки наши ошиблись, положив 150 тысяч русских душ и освободив эту страну?..

 

По Европе катится русофобское эхо. С памятниками воевать легко - они не ответят. После Второй мировой войны в европейских странах было установлено около 4 тысяч памятников советским воинам-освободителям. Сегодня там уже демонтировано более 3 тысяч монументов. Другие разрушены или перенесены на городские окраины, кладбища, а также в «музеи советской оккупации» или «аллеи тоталитаризма». Часть памятников продана частным лицам и вывезена в страны Западной Европы и США. В Польше, например, снесено 468 памятников советским воинам из 561.

 

СИМВОЛ ВРЕМЕНИ

Впрочем, вирус русофобии, похоже, заразил еще не всех болгарских политиков. «Попытки переписать историю предпринимаются уже 33 года. Группа людей, которые никогда в жизни ничего не строили, призывает к тому, чтобы постоянно сносить и разрушать», - говорит бывший министр внутренних дел Болгарии, председатель крупной левоцентристской партии Румен Петков. Голоса «против» неожиданно раздались даже в партии демократов. Хотя именно ее сторонникам так нравится называть освобождение страны от нацистов советской оккупацией.

«Место Алеши там, где он сейчас. Я против переноса памятника. Это символ времени, символ жертвы. Не забудем, что более 400 тысяч болгарских солдат воевали в Красной армии, более 20 тысяч жертв пали на фронтах Второй мировой войны», - заявил общественный советник партии «Демократы за сильную Болгарию» Калин Милчев.

Под давлением общественности и протестов горожан мэр Пловдива Констадин Димитров снял вопрос о демонтаже и согласился провести референдум. Вот только будут ли результаты подведены честно - большой вопрос.

Очередная попытка демонтажа памятника провалилась. Но она наверняка не последняя. Ведь Болгария, следуя в общеевропейском тренде, готова с легкостью переписывать историю. К вандализму восточных европейцев, когда-то великодушно причисленных Советским Союзом к числу народов, победивших фашизм, мы уже привыкли. Поляки, чехи, словаки постепенно избавляются от памятников и мемориалов, воздвигнутых в честь советских солдат, отдавших жизни за освобождение Европы. Сейчас понятно, что «победителями» фашизма те европейцы никогда не были. Чехи исправно все годы войны штамповали на своих заводах оружие для вермахта. Словаки открыто воевали за Гитлера. Поляки, как бы ни старались выдать себя чуть ли не за главную жертву фашизма, прекрасно с ним уживались: за Гитлера погибло их примерно столько же, сколько и против него. Не говоря уже о стараниях предвоенной Варшавы договориться с Берлином о совместном походе против Москвы.

Болгария чуть ли не старательнее всех вышагивает в этом строю ревизионистов истории, с подачи которых, кстати, с мемориала в Дрездене исчезла запись о варварской бомбардировке города англо-американскими вой­сками. Японская молодежь уже не знает, кто конкретно и почему нанес варварские ядерные удары, сравнявшие в 1945 году с землей Хиросиму и Нагасаки!..

 

Первый замглавы фракции «Справедливая Россия - За правду» в Госдуме Олег Нилов предложил: «У нас есть два народных артиста, граждане Болгарии, Киркоровы… Начинали карьеру они когда-то именно с песни об Алеше. Пусть позицию свою выскажут, а лучше приедут к памятнику и еще раз ее споют». Председатель Госдумы Вячеслав Володин заметил, что сомневается в том, что это произойдет. «Они иногда двери путают, заходя не на те вечеринки, а вы поступков от них ждете», - сказал он.

 

АЛЕША И ЕГО ПРОТОТИП

Среди участвовавших в освобождении Софии был простой сибирский парень Алексей Скурлатов. Уроженец Алтая, рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта, бывший стрелок 10-го отдельного лыжного батальона 922-го стрелкового полка, после тяжелого ранения переведенный в связисты. Именно он стал прообразом легендарного монумента «Алеша» на Холме Освободителей в Пловдиве.

Боевое крещение принял под Москвой у деревни Крюково. Участвовал в Курской битве, освобождении Харькова, Николаева и Вознесенска. Был награжден двумя орденами Красной Звезды (второй получил уже в наши дни, с большим опозданием). За годы войны Скурлатова не раз считали погибшим, его родители дважды получали похоронку.

Русский солдат Алексей Скурлатов дошел до Болгарии, где в 1944-м восстанавливал телефонную линию Пловдив - София. Там Алексей Иванович обрел многих друзей, особенно подружился со связистом Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления. Именно Витанов потом и передал фотографию Алексея скульптору Василу Радославову. Так родилась идея знаменитого монумента.

Вернулся Скурлатов домой в ноябре 1946 года и все время жил в родном селе Налобиха Косихинского района. Из него, кстати, родом летчик-космонавт Герман Титов и поэт Роберт Рождественский…

Подготовила

Ольга Иванова.

Фото: LEGION-MEDIA,

И. Сапожников/ТАСС.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.