Сегодня 24 января 2017 г., вторник, 20:16USD 59.21 -0.2866EUR 63.62 -0.3199
Общественные и социальные новости

Владимир Путин вернул сочинение в качестве итогового экзамена по русскому языку и литературе

22 января 2014
hits 2653

Введение ЕГЭ дало свои плоды практически сразу. Переориентированные на проставление галочек школьники всего за несколько лет разучились творчески мыслить и логически рассуждать. О возвращении старых форм аттестации заговорили на самом верху - Владимир Путин распорядился вернуть в качестве итогового экзамена по русскому языку и литературе сочинение уже в следующем году.

«ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ И НЕ СЧИТАЮТ НУЖНЫМ»

Нынешним выпускникам придется туго. Перестроиться за год с тестов и крошечного эссе на сочинение трудно будет даже отличникам. Российская школа живет без сочинений уже пять лет. Вместо него в обязательном ЕГЭ по русскому языку эссе, которое представляет минимум 150 слов на заданную тему. Школьнику достаточно написать на полстранички, понравился ли ему текст и почему, - этого будет достаточно, чтобы доказать свою способность рассуждать. В выборочном ЕГЭ по литературе сочинение осталось, но на строго заданную тему. Однако эксперты уверены, что современные школьники не осилят те темы, которые раскрывали ученики еще пять лет назад. «Мне кажется, в следующем году вводить сочинение не надо, разве что в качестве эксперимента. Вряд ли смогут перестроиться к следующему году учителя и ученики 10-го класса. А вот через два года для нынешних девятиклассников это бы имело место. Был бы хороший стимул к чтению, - считает учитель русского языка и литературы школы №1673 «Поддержка» Елена Гаркуша. - Хотя сочинения по литературе как форму контроля в учебном процессе никто не отменял, требования учителя к нему очень умеренные. Какой смысл требовать от детей сочинение в 6 страниц, лучше проработать пару лишних тестов по русскому, от которых зависят результат ЕГЭ, аттестат, поступление в вуз - судьба ребенка».

Поэтому пока, по мнению педагогов, непременное условие для возвращения сочинения - снижение требований, пересмотр тем и критериев оценки. Да и как требовать от нынешних школьников раскрыть тему одиночества в произведениях М.Ю. Лермонтова, если большинство детей в лучшем случае читает произведения в кратком изложении. «Уже в 6-7-х классах пропадает интерес к чтению даже у детей читающих родителей. Отсюда безграмотная и сленговая речь, падение общего культурного уровня. Но здесь, наверное, и школьная программа по литературе виновата, - говорит Елена Гаркуша. - Есть произведения слишком сложные, не по возрасту и очень большие по объему, например, «Муму» в 5-м классе, «Тарас Бульба» в 7-м, «Тихий Дон» в 11-м. Я бы включила в программу побольше произведений о сверстниках ребят, произведений, в которых поднимаются близкие современным детям проблемы. И вряд ли это будет проблема гнета крепостного права. Это не значит, конечно, что нужно исключить классику из программы, но из нее бы выбрать то, что близко и понятно детям».

ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ УЧАТ С ПЕЛЕНОК

Не только учителя, но и врачи бьют тревогу - дети физически не способны усваивать и анализировать материал. Так, вице-президент Российской академии образования Давид Фельд­штейн представил результаты масштабного исследования психологов и педагогов. За последние шесть лет у первоклашек резко снизились познавательные способности. Дети плохо воспринимают информацию, хуже мыслят логически, у них плохие память и воображение. У 40-60% зафиксированы нарушения речевого развития, почти у всех дошкольников - плохая мелкая моторика. И практически все имеют серьезные проблемы с прочтением, пониманием и запоминанием текста. Безусловно, многое зависит от воспитания. Взрослые, увлеченные своими телефонами и компьютерами, не читают детям, а значит, и не вырабатывают любовь ребенка к книге.

«В дошкольном возрасте человек должен знакомиться с литературой через слушание, в начальной школе наступает пора, когда литература предстает через собственно процесс чтения. На этапе основного общего образования говорение становится основным средством открытия мира литературы. Наконец, старшая школа должна быть ознаменована познанием литературы посредством письменных высказываний. Вот такой длинный путь проделывает юный читатель, прежде чем взяться за перо. Поэтому нынешние старшеклассники не готовы и вряд ли будут готовы еще какое-то время к такой резкой перестройке с тестов на творческие задания», - объясняет председатель Московской ассоциации учителей русского языка и литературы Роман Дощинский.

ЭКЗАМЕН ДЛЯ ЭЛИТЫ?

Руководители высшей школы, как бы ни хотелось им получить абитуриентов с творческим мышлением, выступают все же за выборочность сочинения. Все будет зависеть от амбиций. Хочешь в лучший вуз страны - учись писать сочинение, согласен на что-то попроще - можно обойтись и базовым тестом. По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, с 2015 года ЕГЭ должен стать двухуровневым. Чтобы получить аттестат, достаточно и базового уровня, а профильный экзамен позволит продемонстрировать высокий уровень усвоения предмета и будет необходим для поступления в ведущие университеты. Вузы будут обязаны заранее информировать абитуриентов, экзамен какого уровня требуется для поступления. «Общеобразовательный уровень должен давать не более 70 или 80 баллов и включать нынешние три элемента, а профильный уровень - это не тесты, это самостоятельная письменная работа», - пояснил ректор НИУ ВШЭ. Профильный уровень ЕГЭ по русскому языку и литературе будет представлять собой сочинение. По сути, сочинение заменит третью часть сегодняшнего ЕГЭ. «Сам вопрос введения сочинения в практику школьной жизни не вызывает никаких сомнений. Здесь важно подчеркнуть тот очевидный факт, что вводимое сочинение не предполагает отмены основных экзаменационных форматов. Лично я глубоко убежден в том, что экзамен по русскому языку (как в форме ГИА-9, так и в форме ЕГЭ) должен оставаться незыблемым. Другое дело, что данный экзамен обязан быть дополнен другим экзаменом - экзаменом в форме сочинения», - считает Роман Дощинский.

Однако эксперты уверены, что сочинение должно стать такой же обязательной формой аттестации, как ЕГЭ. Аргументы о том, что не всем сочинение нужно и нельзя ли его «как-нибудь упростить», также не принимаются. «Это путь в никуда, - считает Роман Дощинский. - Процедура аттестации для слабых, средних и сильных школьников не может быть разной. В этом отношении дифференциация базового, повышенного и высокого уровня сложности на самом деле заложена и в существующий ныне формат государственной итоговой аттестации. Говоря о введении сочинения, конечно, никто не предполагает ситуации, когда выпускникам предлагается только одна тема сочинения, таких тем, без сомнения, должно быть несколько, а может быть, даже много. Однако сочинение следует писать всем».

Екатерина Люльчак

Фото ИТАР-ТАСС

Просмотров: 2653
Поделиться
Незаслуженно забытые Далее в рубрике Незаслуженно забытые


Загрузка...
Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.