Образование
5002 | 0

Гаджет против книжки

Гаджет против книжки
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С октября в России стартовала электронная школа: дети теперь могут учиться по видеоурокам лучших учителей страны. Несмотря на то что при чтении электронных текстов дети воспринимают меньше информации, чем в книгах, гаджеты и цифровые технологии вытесняют привычные методы образования, а вузы встают на рельсы онлайн-обучения.

Образовательная среда меняется. И в вузах, и в школах все чаще используются инновационные образовательные методики. Робототехника, игровое мышление, виртуальная реальность находят свое место в образовательных технологиях. И это, считают и разработчики этих методов, и практики, повышает эффективность обучения. Смешанное обучение - комбинация классических методик и новых технологий - сегодня тренд в образовании.

Дети уже привыкли общаться с интернетом. В Сети найти информацию быстрее, чем в книге, говорят школьники. Хотя и признают: правда там написана или нет, проверить можно только одним способом - в книжке. А еще в электронный учебник входит больше информации, и рюкзак уже не оттягивает плечи - плюсов много! Без гаджетов современный ребенок уже никуда, и гораздо правильнее не запрещать их, а использовать во благо.

ВОЛШЕБНЫЕ УШИ

В современной школе можно использовать даже игры, хотя мы, родители, всегда сердимся, когда ребенок зависает из-за них в интернете. А какие плюсы можно найти в этом? Дерек Брин, дизайнер, аниматор, разработчик онлайн-игр, учит строительству онлайн-игр. «Многие дети растут, когда их просишь делать что-то трудное. Чем задача сложнее, тем больше ребенок вовлечен в процесс, - рассказывает Дерек. - На базе одной московской школы организованы курсы для учителей всех специальностей по созданию игр и анимации для них». Что это дает? Создание коллажей, умение работать в области программирования, так необходимое для выполнения проектных работ, практикуемых в школах разных стран.

«Я не думаю, что роботы так уж нужны в образовании. Просто дети заинтересованы в таких увлекательных способах образования. Робототехника, программирование - это всего лишь навыки. Меня больше занимает вовлечение детей в использование этих новых технологий при изучении обычных школьных предметов», - говорит Дерек Брин.

Можно усовершенствовать и электронные учебники, и вообще весь процесс обучения с помощью дополненной реальности. «Мы помогаем визуализировать любые невоспроизводимые опыты по химии, по физике. Как сделать, например, интересной карту, висящую на стене? Мы можем показать, как изменялись границы государств, или, допустим, ученик наводит камеру смартфона на карту и сразу видит, где добывается уголь, где железо, и так далее. Эти методики имеют большую образовательную ценность. И педагог сам может создать свой сценарий урока», - поясняет Ирина Кузнецова, куратор образовательных проектов одной компании.

Ирина отмечает, что уже более ста московских школ пользуются программами виртуальной и дополненной реальности и эти методики уже развиваются в Казани, Красноярске, на Дальнем Востоке. Остальное зависит от того, насколько активен и современен директор школы.

А вот какую необычную вещь разработала американская компания NeuroSky. На головах школьников игрушечные ушки, в них встроены биодатчики, реагирующие на работу мозга.         Если ребенок слушает, он сфокусирован на предмете - ушки поднимаются и учитель видит, что ребенок встроен в учебный процесс.

ВУЗЫ – ФЛАГМАНЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

По словам Вениамина Каганова, заместителя министра образования РФ, сейчас примерно 300 тысяч граждан на планете обучаются по программам, связанным с российским образованием.

МФТИ стал одним из первых вузов, внедривших онлайн-магистратуру. Студент регистрируется в системе на онлайн-платформе и начинает учиться. Слушает лекции, участвует в семинарах. Экзамены тоже можно сдать онлайн - обмануть преподавателя тут не удастся, нужно будет показать, что вы один в комнате, а скорость сдачи работ и экзаменов не даст возможности списать. Госэкзамены сдаются очно. Такой вариант обучения подходит студентам с инвалидностью, например, или тем, кто живет далеко от вуза, в регионе. Пользуются онлайн-обучением и работающие студенты. Обманывать преподавателей смысла нет - студенты обычно сильно замотивированы. Их цель - повысить свою квалификацию и стоимость на рынке, значит, образование нужно получить реальное, а не липовое.

НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ СТАРОГО РАДИ НОВОГО

Изменения будут не быстрыми, но они уже происходят. Только заменят ли человека роботы, а цифровые технологии - проверенную классику?

Ведь можно увлечься поверхностной пользой гаджетов и за этим потерять суть. Ребенку сегодня не хватает эмоционального развития, в том числе из-за отсутствия самых банальных игр. В магазин, в войну, в индейцев... Самое удивительное, что уже выросли воспитатели детских садов, которые сами не играли в детстве и не умеют этого делать. Они себя видят только стоящими у доски и показывающими буквы, даже если они работают с четырехлетками. Беда в том, что увлечение ранним развитием, обучение письму и счету происходит за счет игры. А играть ребенку уже некогда. Чтобы дети легко осваивали новые технологии образования, сначала надо дать им на­играться в юном возрасте.

Так что новыми современными технологиями, как ни странно, можно считать и возврат к некоторым старым методам, например к обычной детской игре. Теперь наших детей нужно этому учить специально, и о том, как это делать, следуя принципам Льва Выготского, рассказывает, в частности, методика Елены Бодровой. Дети поменьше разыгрывают сюжеты из обыденной жизни, дети-подростки - какие-то литературные сюжеты. Преподаватель моделирует, показывает, но сюжет ведут дети. Почему их приходится учить? Потому что то, что мы считали обычным, когда росли сами, выдавливается или исчезает. А ведь игра позволяет не только развивать социальные навыки ребенка, но и учит его думать.

Владимир Долматов, директор «Открытой школы», отмечает, что школе придется успевать за быстрым прогрессом в сфере образования. «Везде все быстро меняется. А в школе как раз не меняется ничего. И эта коллизия дает сильный разрыв. Но в ближайшее время будет мощный взрыв, сейчас уже развивается дополнительное образование, а оно накроет основное. Я, например, уже не могу учить детей по-старому. Уже внедрены новые технологии, и учителя начинают расширять свой кругозор», - констатирует он.

Евгения Константинова.

DEPOSITPHOTOS/PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.