Общественные и социальные новости
4532 | 0

На манеже - четыре поколения одной семьи

На манеже - четыре поколения одной семьи
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Цирковая династия Майхровских бережно хранит память поколений. Прабабушка и прадедушка, Бернард и Антонина, проехали всю войну в агитационном поезде - дарили радость бойцам в воинских частях и прифронтовых госпиталях. Их сын, Евгений Майхровский - знаменитый клоун Май, - нынче руководит одной из самых успешных трупп в российском цирковом искусстве.

В ЦИРК ПОПАЛИ СЛУЧАЙНО

Бернард Майхровский и его супруга Антонина цирковыми артистами стали случайно. Бернард Майхровский с юности занимался акробатикой, а в конце 1920-х годов его пригласили работать в цирковой антрепризе. Молодой человек показал себя как талантливый артист и хороший гимнаст. Публика восторженно его принимала, Майхровский приобрел известность. В 1930-е он выступал в московском парке культуры на так называемом «Острове танцев» с акробатическим номером. Там и познакомился со своей будущей женой Антониной - миниатюрной блондинкой, артисткой балета.

Молодые люди не только поженились, но и стали работать вместе.

- Прабабушка ловко вставала на плечи своему мужу, он мог удержать ее на ладони, - поясняет правнучка Антонины, Наталья Майхровская, наследница династии, известная дрессировщица. - Эффектные номера, изобретение которых сейчас приписывают китайскому цирку, - танцы «верхнего» на плечах «нижнего» - мои прабабушка и прадедушка проделывали еще 80 лет назад. На плечах и руках Бернарда бабушка показывала красивые балетные па. Публика не сводила с них глаз.

ПОДБИТЫЙ ТАНК ВМЕСТО ИГРУШЕК

В 1938 году у молодой цирковой семьи родился сын Евгений. А в 1941-м началась война. Артисты были приписаны к Мос­ковскому дому культуры железнодорожников. Управление железных дорог СССР в то время создавало так называемые агитационные поезда. В них артисты и жили, и перемещались с фронта на фронт.

- Я тоже путешествовал с родителями в этом поезде, - вспоминает Евгений Майхровский, - так же, как и другие дети артистов. Условий для малышни в поезде не было, но мама и папа не хотели оставлять меня в детском доме, боясь потерять в непростое военное время. И создавали удобства, как могли. Спать меня укладывали, например, в большой чемодан. Организовать кроватки было невозможно, да и с полки я падал. Папа натягивал в багажной полке специальную сетку, чтобы я не вываливался на пол. Пока я спал, они репетировали. Или выступали перед военными и гражданскими.

Антонина Майхровская, или Тоська, как ее звали дети, позже рассказывала внучкам, как радостно встречали их раненые, врачи в госпиталях, рабочие и служащие на заводах. Как благодарно хлопали. Как делились последним, стараясь накормить долгожданных артистов.

- Во время вой­ны люди ждали праздника, хотели хоть немного отвлечься от  тяжких будней, постоянной боли, бомбежек, крови, - рассуждает Наталья Майхровская. - Тоська говорила, что это было очень важно тогда. Им тоже пришлось видеть ужасы войны, когда они въезжали в города, освобожденные от оккупации, приходилось терпеть лишения, нехватку продуктов и одежды. Но вместе они справлялись с трудностями.

Евгений Майхровский сейчас со смехом вспоминает небольшой эпизод военного времени. Его мама, с большим трудом раздобыв на какой-то станции бак теплой воды, вымыла сына. Впервые за несколько недель. Но потом поезд сделал незапланированную остановку в чистом поле. Пока родители, пользуясь возможностью, репетировали, маленький Евгений сбежал из купе, чтобы поиграть на улице. Спохватившись, мама долго не могла найти сына - кричала, металась вдоль вагонов, обежала ближний поселок и станцию. Ребенок как сквозь землю провалился. Нашли его за пару минут до того, как поезд должен был тронуться. Женя сидел в поле за гусеницей огромного подбитого танка и горстями радостно сыпал на отмытую макушку песок.

- Родители очень меня ругали. Но были счастливы, что я нашелся, - смеется спустя годы Евгений Бернардович.

НА МАНЕЖЕ С ТРЕХ ЛЕТ

Тогда же, в военное время, состоялся цирковой дебют маленького Жени.  Родители, выступая, однажды взяли его с собой. Папа передал его снизу маме. А мама, делая акробатическую фигуру на плечах Бернарда, поставила сына себе на голову. Сын отлично устоял и даже ухитрился сделать публике «комплимент» ручкой.

Приходилось переживать и настоящие авианалеты. Бывали случаи, когда поезд спешно покидал передовую, уходя в тыл, а прямо вслед за последним вагоном на железнодорожный мост сыпались снаряды.

Пережив войну, холод и голод, семья не потеряла желания радовать людей своим творчеством.

- Прадедушка всегда был в семье «барином» - вальяжным и немногословным, - с улыбкой замечает Наталья Майхровская. - И тем не менее многое умел делать руками. Построил дом, посадил розы. Вышивал картины, мог сшить жене эффектное платье, пальто или даже обувь. А бабушка, наша любимая Тоська, до последних дней была легкой, задорной и никогда не теряла оптимизма. Она до восьмидесяти лет преподавала в цирковом училище. Ставила технику мне. Выучила практически всех ныне работающих артистов. Ее многие вспоминают с огромной благодарностью.

Она очень любила петь и пела всегда. Любила гостей и принимала их радостно, а провожала весьма оригинально, показывая у лифта целый каскад балетных па, приговаривая: «Томбэ, па-де-буре, глиссад и ассамбле!» Гости ликовали. Неуемную энергию Антонины унаследовала и Наталья Майхровская. Молодая звезда цирка говорит, что при любых невзгодах она вспоминает прабабушку с ее силой жизни и позитивным восприятием мира.  И к ней возвращается оптимизм.

Сын Бернарда и Антонины, Евгений Майхровский, дебютировавший в три года и с детства живший в цирковой среде, мечтал быть не акробатом и не клоуном, а драматическим артистом. Но так и не смог поступить ни в одно театральное училище из-за низкого тембра голоса. Но поступил в цирковое.

Когда со студенческой скамьи его призвали в армию, смог организовать самодеятельную цирковую труппу из солдат-призывников.

- Мы вставали в четыре утра, чтобы репетировать, - говорит старейшина цирковой династии, - с шести утра у нас начинался обычный солдатский день по распорядку. А с отбоя и до полуночи я сидел за учебниками и конспектами, так как учился во ВГИКе на режиссерском отделении. Евгений Майхровский по окончании училища начал работать клоуном.

КЛОУН В ЧЕМОДАНЕ

В советское время клоун Май и его чудесные дрессированные животные - ученый гусь и собачка Филя - были известны и любимы почти так же, как Карандаш или Юрий Никулин.

Почти все Майхровские стали цирковыми артистами и работают в одной труппе. Внучка Евгения Бернардовича, очаровательная Наталья Майхровская, - известная дрессировщица, которая вместе с супругом Салихом Гаязовым создала уникальный номер с морскими львами и пингвинами. Впервые она вышла на манеж к публике, когда ей было ровно столько, сколько и деду, то есть три года. Вышла вместе с Маем в образе Маленького Мая, путешествующего с клоуном в чемодане. А спустя 20 лет точно так же вышла на публику и ее дочь, Майхровская-младшая.

- Я не знаю, кем станет дочка и будет ли она, «рожденная в опилках», артисткой цирка, - признается Наталья. - Но и мы, и наши родители начинали карьеру с этой роли. Семейная традиция. А традиции для цирковых артистов очень важны.

Ирина Потапова,

Фото автора

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.