Общественные и социальные новости
2197 | 0

Безопасность влетит в копеечку

Безопасность влетит в копеечку
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Президент России поручил Госдуме и правительству разработать стратегию безопасности дорожного движения до 1 июня 2016 года. Штрафы вырастут,  а все новые автомобили оснастят терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», что сделает их дороже на 10-20 тыс. рублей.

По итогам заседания президиума Госсовета в марте этого года в Госдуму должны быть внесены законопроекты, направленные на снижение смертности населения от ДТП. В частности, слуги народа предлагают активнее внедрять систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Напомним, что терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» способны в случае аварии передавать в службу «112» координаты транспортного средства в автоматическом режиме.

Проблема только в том, что изначально заявленная цена терминала за три года успела вырасти с 3 тыс. до 10 тыс. рублей. Это цена именно терминала, без учета стоимости встраивания его в автомобиль.

Некоторые иностранные производители, которых также обязали оснащать терминалами новые авто, уже отказались продавать ряд моделей с 2017 года на российском рынке. По их расчетам, переделывать автомобили под российские терминалы обойдется им дороже, чем прибыль от продажи.

По ныне действующему законодательству оснащать терминалами в обязательном порядке будут только новые автомобили. На те авто, которые уже ездят, терминалы можно ставить в добровольном порядке. Правда, при этом автоматически сигнал в случае аварии в службу «112» передаваться не будет - водителю придется самому нажимать тревожную кнопку.

«Тогда непонятно, зачем платить 10 тысяч? - недоумеваетглава Общества защиты прав потребителей в сфере услуг связи, транспорта и коммуникаций Алексей Самохвалов. - Точно так же водитель может позвонить в службу спасения по сотовому телефону и передать свои координаты, тем более что навигаторы с координатами сегодня есть в любом авто».

Нововведение вряд ли обрадует отечественных автолюбителей - установка терминала приведет к росту стоимости автомобиля сразу на 10%.

Законодатели уверяют: «ЭРА-ГЛОНАСС» сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тыс. человек, но для этого надо оснастить новой системой все 40 млн автомобилей. На конец апреля терминалами оснащена всего 21 тыс. транспортных средств. Из легковых авто это в основном машины АвтоВАЗа. Зарубежные производители жалуются, что якобы «ЭРУ» придумали специально для того, чтобы выдавить иностранных производителей с российского рынка.

Из практического опыта работы терминала за прошедший год его создатели смогли вспомнить всего один случай: «Раскрывается подушка безопасности, срабатывает терминал. Голос оператора вызывает водителя, а он думает, что это Всевышний его зовет».

«Сама формулировка о сокращении времени до начала оказания помощи на 30% звучит некорректно. Ведь у нас нигде в законе не прописано, за какое время с момента аварии помощь должна быть оказана. Допустим, случилось тяжелое ДТП и терминал прислал сигнал в службу «112». Если нет голосовой связи с водителем, как оператор «112» сможет понять, что случилось, какую технику, реанимацию или скорую надо отправлять на место происшествия? При сложившейся российской практике службы спасения не выезжают на место, пока не получат подтверждения и подробности происшествия от разных источников - свидетелей, сотрудников ГИБДД и так далее. Ждать, что, как только на пульте у оператора пискнет сигнал с терминала какого-то авто, на место ДТП сразу же отправят вертолет МЧС, как на Западе, - это из области фантастики», - продолжает Алексей Самохвалов.

Да и по российскому закону реагировать на какой-то автоматический сигнал терминала диспетчер не обязан.

Так в чем же тогда отличие новых терминалов от обычных сотовых телефонов? Может, в том, что на разработку нововведения было потрачено почти 3,928 млрд рублей? Изначально деньги предназначались Федеральному космическому агентству, затем проект был передан Минтрансу.

«Очевидно, что никакой пользы данная инициатива не принесет, это просто способ изъять деньги из бюджета, а заодно залезть в карман к нашим гражданам», - считает Самохвалов.

А вот первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Владимир Кононов уверен, что «ЭРА-ГЛОНАСС» даст мощный эффект в спасении жизней».

Депутаты ссылаются на «золотой час»: если помощь приезжает в течение часа после аварии, количество спасенных вырастает в два раза. Вот только скорость оказания помощи в России мало зависит от скорости сигнала.

Анна Александрова

Фото КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.