4524 | 0

Началось омертвение земли

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ученые-энтомологи рисуют апокалиптическую картину ожидающего нас умирающего мира, оставшегося без насекомых.

Больше не будет цветов, погрузятся в мертвую тишину леса, многие растения и животные вообще исчезнут, произойдет взрывное распространение грибковых культур. А люди, выжившие в ожесточенных войнах за питание и ресурсы, станут молиться о возвращении всех этих жучков и паучков, на которых раньше мало кто обращал внимание.

ПРОГРЕСС СТАЛ ОПАСНЫМ ДЛЯ ПЛАНЕТЫ

Такие времена вполне могут наступить, если человечество не найдет в себе сил защитить окружающую его среду от достижений хищнического научно-технического прогресса.

«Нью-Йорк таймс» приводит рассказ тропического эколога, который вернулся в дождевые джунгли Пуэрто-Рико спустя 40 лет. И там он столкнулся с потрясшим его фактом: масса живности, которая когда-то здесь обитала, уменьшилась в 10-60 раз.

Там, где раньше он находил в ловушках 473 мг жучков, теперь попадались лишь 8 мг. Значительно меньше стало птиц, ящериц и лягушек. Развернулась цепь катастрофических событий, с исчезновением насекомых на глазах начал погибать животный мир.

Эколог обменялся грустными открытиями со своими коллегами из других стран. И те тоже сообщили о коллапсе исследуемой ими экосистемы. Ученые, изучающие водящихся в земле беспозвоночных, откровенно напуганы их исчезновением. Эколог впервые узнал еще и о кризисном положении с обычными дождевыми червями, которых раньше было полно в земле, стоило лишь копнуть лопатой.

Изменения, подмеченные ученым, остаются незаметными для человека, который беспечно прогуливается по лесу. Только внимательный эксперт заметит, что происходит неладное. Ученые предупреждают, что может произойти внезапный драматический крах системы дождевых джунглей.

Но почему живой мир так пострадал здесь, где нет ни пестицидов, ни губительных технологических излучений. Эколог может лишь предположить, что это происходит из-за изменения климата: за 40 лет средняя температура в этом заповедном уголке Пуэрто-Рико увеличилась на два градуса. Правда, в недавней истории Земли происходили и более существенные климатические перемены, но они не привели к исчезновению насекомых.

По другой версии, исчезновение насекомых вызвано сразу несколькими факторами. Не исключено, что и сюда с ветром и осадками заносятся ядовитые для насекомых вещества.

НЕРАСКРЫТЫЕ ТАЙНЫ НАСЕКОМЫХ

Ученые признают, что насекомые остаются одной из самых больших тайн природы. Нам известно более 1 млн их видов. Только муравьев существует более 14 тыс. видов, и насчитывается около 21 тыс. разновидностей пчел. Каждый вид ценен, так как выполняет свою роль в природе.

Однако считается, что мы познали максимум 20% существующих на Земле видов насекомых и несколько миллионов видов еще не исследованы наукой. Мы даже точно не знаем роли, выполняемой в природе рядом насекомых. А недавно эксперты из Иллинойсского университета установили, что одним из самых быстрых существ на Земле является муравей, обитающий в Африке, Австралии и Юго-Восточной Азии, который сводит свои челюсти со скоростью 320 км в час, в 23 мкс, что в 5000 раз быстрее моргания глаза.

Раньше исследователи не удосуживались заниматься таким скучным делом, как считать бабочек и жуков. Поэтому неизвестно, сколько их было лет 50-100 назад. И никогда не проводилось серьезных исследований по влиянию пестицидов на живущих рядом, в лесах насекомых. Игнорировались жизненно важные вопросы. И вот сегодня нехватка насекомых привела к тому, что за 30 лет наполовину снизилась численность птиц, обитающих в Европе на фермерских землях. Птицы, питающиеся насекомыми, лишились своего корма.

Подсчитано, что каждый год опыляющие растения насекомые выполняют работу на 500 млрд долларов, и это не считая опыления диких растений. Но сегодня роль опылителей приходится выполнять людям.

В плодородной китайской долине фермерам приходится нанимать рабочих, которые вместо пчел вручную опыляют яблони. В день каждый такой опылитель обрабатывает от 5 до 10 деревьев, получая за это 19 долларов.

Многие считают, что гибель пчел в районах с развитым сельским хозяйством вызвана непомерным применением всевозможных химикатов, что заставляет самих китайцев отказывается от своей продукции.

СОТОВАЯ СВЯЗЬ ПРОТИВ… ТАРАКАНОВ!

Продолжается снижение численности насекомых по всей Земле, в некоторых регионах это явление уже приобрело катастрофические масштабы. Получены новые свидетельства того, что электромагнитное излучение сотовой связи гораздо опаснее, чем предполагалось ранее.

Кстати, исчезновение во многих районах Москвы прежде вездесущих тараканов тоже связывается с таким излучением. Древнее насекомое, пережившее чудовищные катаклизмы и способное уцелеть даже в условиях радиоактивного заражения, не выносит плодов цивилизации.

Предполагается, что коктейль излучений, насыщающих городскую среду, нарушает ориентацию насекомых, поражает их нервную систему, вмешивается в биохимические процессы в клетках.

Более 80 экспериментов по исследованию влияния на насекомых сотовой связи принесли один и тот же результат. Пчелы неизменно реагировали на работу сотовых телефонов, размещенных неподалеку от их ульев, они теряли ориентацию и не знали, куда им лететь.

За последние 30 лет колонии пчел в США и Великобритании уменьшились вдвое. В США на грани исчезновения находится бабочка монарх, и больше не вьются рои насекомых под светом уличных ламп.

Но хуже того, что упадок затронул весь мир насекомых, то, что этот процесс развивается коварно, постепенно и часто остается незамеченным. Германское энтомологическое общество установило, что только за 27 лет численность летающих насекомых снизилась на 75%. А если сравнивать с летними пиками, то на 82%.

НАВОЗНЫЕ ЖУКИ НА МИЛЛИОНЫ БАКСОВ

На рубеже XIX столетия в Австралию были завезены стада крупного рогатого скота. Однако поселенцы столкнулись с проблемой коровьего навоза, который мог лежать месяцами и даже годами и не перегнивать. Только в 1951 году энтомологи выяснили, что местные насекомые не могли перерабатывать коровьи экскременты.

И тогда в Австралию были завезены в больших количествах навозные жуки, с их помощью проблема была решена. На ранчо в США такие фермерские навозники приносят в год фермерам экономию в 380 млн долларов.

Насекомые являются важнейшей составляющей биосистемы, способствуют поддержанию плодородности почвы и обеспечивают рост растений. Особое опасение вызывают широко используемые для борьбы с вредными насекомыми новейшие нейротоксины. От них гибнут и пчелы, точнее, они просто не находят путь в свои ульи, которые обнаруживают пустыми. Даже незначительное воздействие неоникотиноидов поражает пчел. Сейчас они стали лучше чувствовать себя в городах, чем в сельской местности.

Вслед за исследованием ученых из Крефельда, показавшим значительное падение объема биомассы в природе, то же самое подтвердили нидерландские энтомологи. Даже в заповедных зонах численность жуков упала на 72%, а мотыльков - на 54%.

ПЕСТИЦИДАМ – РЕШИТЕЛЬНЫЙ БОЙ!

Возникла настолько серьезная ситуация с уменьшением числа насекомых, что Европейский союз ввел новые правила, ограничивающие применение пестицидов, и даже платит фермерам за создание среды обитания для насекомых.

Хотя численность насекомых, несмотря на принятые меры, продолжает снижаться. Критическое положение наблюдается и в Дании, где, как известно, фермеры широко применяют новейшие химикаты, и страна поплатилась за это.

Датчане отмечают, что в лобовые стекла автомобилей перестали врезаться насекомые, в некоторых районах, кажется, что насекомые вымерли. И датчане уже испытывают ностальгию по тем временам, когда в сельской местности их окружала жужжащая масса.

Ряд исследователей уверен, что гибель насекомых, птиц и зверей гораздо более серьезная тема, чем вопрос глобального потепления. Однако правительства не хотят вступать в конфликт с наращивающими применение химикатов фермерами и производящими пестициды глобальными химическими корпорациями.

Подготовил