Космос и неизведанное
7483 | 0

«Оборона» Луны

«Оборона» Луны
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Поверхность Луны постепенно покрывается обломками рухнувших на нее космических кораблей.

Похоже, пора вспомнить бесценный советский опыт, когда мы отправляли на Луну станцию за станцией.

ПОЛОСА НЕУДАЧ

На днях японская станция, совершившая 19 января неудачное прилунение, все же подала признаки жизни. Дело в том, что в ходе посадки в пятидесяти метрах от места «парковки» у нее вышел из строя один из двигателей. И она перевернулась кверху дном. Поврежденная станция пробудилась только после того, как солнце сменило угол освещения и солнечная батарея смогла ожить. Фактически это очередной провал. Предыдущая попытка Японии достичь Луны тоже закончилась крушением. У станции отказал бортовой компьютер, который не смог обеспечить посадку. Скрытные японцы не рассказывают о деталях своих неудач.

Провалился и объявленный историческим полет станции США. Первая за последние 50 лет попытка американцев добраться до поверхности Луны привела к унизительной катастрофе. Это серьезный удар по авторитету НАСА, планирующего с помощью частного бизнеса отправить на Луну целый ряд роботизированных космических кораблей.

Миссию осуществляла питсбургская компания «Астроботик», ракету для нее предоставило совместное предприятие «Боинга» и гиганта ВПК «Локхид Мартин». Роботизированный комплекс «Переграйн» должен был доставить научное оборудование и был частью проекта НАСА «Артемис», задача которого обеспечить постоянное присутствие человека на Луне. «Переграйн» был оснащен оборудованием германского и мексиканского космических агентств. Уже через семь часов полета компания объявила, что у корабля отказала система движения и происходит утечка топлива. В конце концов его полет замедлился, он не смог переориентировать панель солнечной батареи на солнце, топливо было потеряно. К тому же потрескались внешние слои изоляции. Все это означало, что в космос был отправлен аппарат с серьезными дефектами. Кстати, на его борту наряду с научной аппаратурой находились кремированные останки бывших президентов США, чьи родственники заплатили компании, чтобы прах вместе с ДНК был доставлен на Луну. «Переграйн» стал падать и сгорел в плотных слоях земной атмосферы.

Глава «Астроботика» Джон Торнтон оправдывается, что только половина лунных миссий оказывается успешной, и большинство из них получает гораздо большее государственное финансирование, чем бюджет, выделенный на этот полет. Но у НАСА есть еще три контракта с частными компаниями по запуску роботизированных станций на Луну. Следующую миссию попытается осуществить техасская Intuitive Machines. Таким частным полетам пока не везет, два предыдущих - израильская и японская кампании - провалились. Обещанный «Гуглом» приз в 20 миллионов долларов за посадку на Луну первого частного аппарата остался невостребованным…

КРУШЕНИЕ «ЛУНЫ-25»

В прошлом году на Луне разбилась и мощная российская роботизированная станция «Луна-25». Это была наша первая за последние 47 лет попытка посадки на Луне. Сегодня человечество достигло, казалось бы, несравненно большего технологического прогресса, чем в 1960-е и 1970-е годы, но почему-то это не облегчило полеты на Луну. Наоборот, мы чаще сталкиваемся с неудачными попытками таких запусков.

Советский Союз в свое время был первопроходцем и успешно осуществил миссии «Луна-16, 17, 20, 24». Он создавал новые космические технологии, использовал автоматизированный спуск корабля с орбиты и доцифровые контроль и управление. Историк космических полетов Брайан Харви говорит: «Советский Союз осуществлял запуски с 1959 года, несмотря на все санкции. Наибольший удар по российской космической программе нанесли 90-е годы, когда произошел коллапс всей космической программы. И сегодня по затратам на освоение космоса Россия уступает США, Китаю, Европе и даже Японии».

Получается, что половина лунных миссий не достигает своих целей. Но даже запуск небольших спутников успешен только где-то на 40-50 процентов. Пока что только Китай показал безошибочность своего компьютерного управления и контроля над двигателями на стадии спуска с лунной орбиты.

ГЛАВНОЕ НЕ В ЛУНЕ, А В РУССКИХ

20 июля 1969 года «Аполлон-11» впервые доставил на Луну двух астронавтов. Восемь лет понадобилось Америке для реализации поставленной президентом Джоном Кеннеди задачи. Затем последовали еще 5 полетов, последний - в декабре 1972 года. Но затем США утратили прежний интерес к Луне, да и холодная вой­на с СССР превратилась в рутину.

Как поясняют американские эксперты, программа «Аполлон» основывалась не на стремлении ученых изучить Луну и выйти в большой космос, а на космической гонке с русскими. США любым способом стремились показать свое превосходство над Советским Союзом. НАСА получило для этого более чем достаточные ресурсы - с 1960 по 1973 год правительство выделило на полеты на Луну почти 30 миллиардов долларов, по тем временам это была колоссальная сумма, равняющаяся сегодня 264 миллиардам. В середине 60-х на работу НАСА тратились около 4,5 процента федерального бюджета США, в десять раз больше, чем сейчас. Возникла целая «лунная отрасль», что вряд ли повторится. На Землю доставили 382 килограмма лунного грунта.

Но с окончанием холодной войны ставки понизились, лунные проекты потеряли финансовую поддержку. Закончилась космическая гонка, Советского Союза не стало. Обама был категорически против полетов на Луну, его больше интересовали ударные беспилотники. И только Трамп в 2017-м потребовал от НАСА вернуться на «лунный курс». Хотя до сих пор многие считают, что высадки на Луну были голливудской инсценировкой в студийном павильоне - одной из самых удачных психологических операций США в противостоянии с СССР. Говорят, что полная документация по программе «Аполлон» утеряна...

Первоначально НАСА собиралось осуществить пилотируемый полет на Луну в 2028 году, но неизвестно, когда это произойдет. Как объясняют американские эксперты, многое изменилось, появились другие приоритеты, другой бюджет и у каждой президентской администрации свои проекты. Нынешний проект «Артемис» сильно пробуксовывает. «Боинг» отстает с выполнением заказов, к тому же он получил очередную оплеуху с авиалайнерами. Компании приходится нанимать техников и довинчивать гайки на уже поставленных самолетах, чтобы те не теряли в полете аварийные дверцы.

И все же Луна остается большой загадкой. Аэрокосмический инженер НАСА Алисия Чинчиоло признала, что они пока плохо понимают свойства лунного грунта реголита - мелкого, как пыль, проникающего в мельчайшие щели. Непонятно, как он всколыхнется при посадке, не ослепит ли сенсоры ориентировки аппарата и лунохода. Кроме того, симуляция на Земле не позволяет точно определить сложный маневр при посадке. Получается неполная картина запрограммированного процесса, который разворачивается в тысячах милях от Земли. Космическому кораблю необходимо за 15 минут снизить почти до нуля скорость в тысячу миль в час.

Но ведь у советских инженеров все это получалось во времена, когда в Китае еще только разрабатывали космические полеты: первый китайский спутник был запущен только в 1970 году. У нас не было современных суперкомпьютеров, мгновенно обрабатывающих информацию, но творения наших великих мастеров не зарывались в реголит.

Такое впечатление, что с усложнением компьютерной техники стала труднее и посадка на Луну. А еще космическая отрасль утратила свою новизну, за передвижением марсоходов наблюдают лишь фанаты космических исследований. А Вашингтон с большей готовностью выбрасывает сотни миллиардов на войну на Украине, чем на финансирование лунной программы. Из-за этого НАСА и обратилось за помощью к частному бизнесу.

Николай Иванов.

Фото: WIKIPEDIA, JAXA,

Космический центр «восточный».

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.