Отрасли
2486 | 0

Закон определит критерии фермерского продукта

Закон определит критерии фермерского продукта
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Правительство намерено запретить обманывать россиян рекламой «фермерских продуктов».

В России с каждым годом фермеров все больше: если в 2000 году они поставляли только 3% сельхозпродукции, то к 2023-му - уже порядка 15%. Рост фермерского сектора объясняется спросом. Многие россияне хотят питаться натуральными и полезными для здоровья продуктами, выращенными микро- и малыми сельхозпредприятиями. Люди уверены, что фермеры все делают «как для себя»: не проводят промышленную обработку, глубокую заморозку, не используют консерванты, чтобы дольше сохранить продукцию, по минимуму применяют антибиотики для выращивания и содержания животных и химии для выращивания и сохранения урожая. Сложилось устойчивое мнение, что фермерский продукт — это штучный товар, поэтому он и дороже. Что, впрочем, не отпугивает потребителей - 58% из них, по данным исследования «Ромир» и ОНФ, готовы платить за фермерское продовольствие на 20% больше, чем за обычное.

Ясно, что россияне тянутся к натуральным продуктам, но только по внешнему виду или по этикетке не могут отличить фермерскую продукцию от нефермерской. Кто из нас не видел на полках магазинов продукцию крупных агрохолдингов, которая позиционируется как «фермерская»? Невероятно, но сегодня это не считается подделкой или обманом. Это такой маркетинговый ход, на который хорошо отзывается покупатель. Ведь считается, что фермер - ответственный производитель, трудится на своей земле, заботится об окружающей среде и производит экологически чистую продукцию, значит, надо брать.

Получается, фермерские продукты в России есть, а четкого определения «фермерский продукт» нет. В идеале он как бы подра­зумевает «зеленое» и натуральное производство. Но подразумевает - не то же самое, что гарантирует. Именно поэтому на днях прозвучало предложение закрепить законодательно понятие «фермерский продукт». Чтобы кто ни попадя, только лишь написав волшебные слова на упаковке, не выдавал свое мясо, молочку и фрукты-овощи за экологически чистые и здоровые. И не просил за них по астрономическому ценнику.

Автор инициативы, вице-премьер Виктория Абрамченко, поручила проработать законодательное закрепление критериев фермерского продукта, «чтобы пресечь потенциальное введение потребителя в заблуждение» и поставить заслон недобросовестной рекламе, которой не брезгуют отдельные сельхозпроизводители. Кроме того, когда фермерский продукт получит наконец статус, он сможет войти в систему госзакупок для детского и школьного питания. Юные россияне, думаем, скажут за это только спасибо.

По большому счету с фермерским продуктом надо было определиться давным-давно, но у правительства, видать, все руки не доходили до такой «мелочи». Что ж, фермерскому движению в России уже лет 40, теперь и для него официально сформулируют, что такое производимая им продукция. Эксперты при этом настаивают: чтобы система присвоения не превратилась в профанацию и избежала проникновения крупных производителей под эту марку, в подготовке законопроекта должна обязательно участвовать АККОР - Всероссийская фермерская ассоциация, которая знает всех частных производителей и крестьянские хозяйства буквально в лицо и поименно.

В связи с объявленной новой инициативой у фермеров и покупателей возникают кое-какие опасения. Дело в том, что в нашей жизни так все устроено, что почти каждая новация от государства, регулирующая что-то на потребительском рынке, рано или поздно ведет к повышению цены на товар. Не случится ли то же и с фермерскими продуктами, цены на которые и без того не самые скромные?

Елена Хакимова.

Фото: Агентство «Москва»/К. Зыков

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.