Новости экономики и финансов
3259 | 0

Мнимые благодетели

Мнимые благодетели
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На прошлой неделе группа крупнейших российских ритейлеров объявила о замораживании цен на базовые продукты питания. Некоторые вздохнули с облегчением: мол, наконец-то во мраке продуктовой инфляции вспыхнул луч света.

Впрочем, не луч, а лучик, который к тому же вскоре погаснет, и цены снова полезут вверх с упорством профессиональных альпинистов. Однако давайте по порядку. Как мы помним, цены на продовольствие сорвались с цепи в конце прошлого года и продолжили стремительный бег в начале этого. Известно, что отечественные пищевики шагу не могут ступить без импортного сырья и оборудования. Обвалившийся рубль обернулся для них ростом издержек, который и был заложен в цены. Запрет поставок целого ряда зарубежных продуктов (РФ импортировала до 40% потребляемого в стране продовольствия) дал российским производителям монопольные преимущества. Они тут же стали диктовать рынку свои условия. Однако не в агропроме надо искать корень зла. Если проследить за цепочкой ценообразования, станет очевидно: большая часть наценки появляется в торговых сетях. Поток жалоб от граждан вынудил власть отправить в магазины прокуроров. Выяснилось, что разница между ценами производителей и сетей порой составляет сотни процентов. И что же? Снизились цены после прокурорских визитов? И не думали! «Добрые» ритейлеры собрались замораживать именно эти завышенные сверх всякого разумного предела цены. К тому же всего-то на два месяца и далеко не на все продукты, а лишь на некоторые социально значимые (в список входят две дюжины продуктов, в частности мясо с костями, масло, мука, крупы, яйца, хлеб, некоторые овощи, сахар, соль). Решение о том, на какие именно продукты замораживать цены, примут сами ритейлеры. Если вы думаете, что они пострадают от непомерной доброты своей, то глубоко заблуждаетесь. Механизм замораживания такой: из всей товарной линейки выбирается один продукт одного бренда. В целом это не более 5% от общего объема. Стоимость остальных в лучшем случае не меняется, в худшем же повышается, чтобы компенсировать потери продавца. В результате сумма чека как раньше постоянно росла, так и продолжит в том же духе. Что же это за замораживание цен такое получается? Очковтирательство и пиар? Похоже на то! Зато все, как говорится, при деле. Хищники ритейла делают вид, что объявили «водяное перемирие». Правоохранители радуются, что их проверки возымели эффект. Счастлива и Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), поддержавшая (кто бы сомневался!) инициативу. Рассмотрев обращение группы крупнейших ритейлеров, ФАС с глубокомысленным видом заключила, что в решении о коллективном замораживании цен не содержится признаков сговора. Мол, сети сами «выбирают те группы товаров, которые они для себя определяют, и фиксируют по ним те цены, которые у них сложились в ходе торгово-закупочной деятельности». Хорошо, но нам-то, покупателям, какой прок от этого фасовского силлогизма? Практика российской торговли показывает: любое замораживание цен, сомнительное само по себе, непременно оборачивается их дальнейшим ростом после размораживания. Ритейл вознаграждает себя, любимого, за временные и по большей части фальшивые трудности. Приходится признать, что государство, делающее вид, что напугало ритейл прокурорскими проверками, на самом деле идет у него на поводу. Оно не вникает в процессы ценообразования, которые у нас диктуются не законами экономики, а преимущественно алчностью ненасытного ритейла. Почему, к примеру, после некоторого роста курса рубля не подешевел импорт? По какой неведомой нам причине отечественные продукты часто дорожают больше, чем зарубежные? Ни на эти, ни на другие подобные вопросы ответов мы не знаем. И не узнаем, пока в российской торговле не будет наведен хотя бы относительный порядок.

Максим Грегоров

Карикатура А. Хорошевский

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.