Здравствуй, Китай!
5113 | 0

Зерновой коридор Россия - Китай: реальность или фантазии чиновников?

Зерновой коридор Россия - Китай: реальность или фантазии чиновников?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Впервые идея создания сухопутного зернового коридора между двумя странами прозвучала в Пекине в 2012 году, куда вскоре после переизбрания на новый президентский срок Владимир Путин приезжал с государственным визитом.

Тогда же этот проект получил поддержку председателя КНР Си Цзиньпина, а вскоре - и практическое воплощение. Правда, на уровне громких заявлений коммерческих структур, включая образовавшуюся группу компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК).

На первый взгляд широко разрекламированный проект с многообещающим названием и нарочито выставленным вперед словом «новый» во многом кажется суперидеей. А с учетом разложенных по полочкам разъяснений со стороны инициаторов и вовсе выглядит фантастикой. Судите сами.

Согласно прикидкам, распространяемым в том числе гендиректором Сергеем Пушкиным и одним из «идеологов» проекта - гендиректором ООО «Забайкальский зерновой терминал» Кареном Овсепяном, Россия в течение 12 лет поставит Китаю 70 млн тонн агрокультур на астрономическую сумму 25 млрд долларов (или 2,5 трлн рублей), используя потенциал 32 млн га пашен на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Еще более впечатляющими, если не сказать грандиозными, выглядят планы НСЗК по созданию в рамках новой инициативы Еврейской автономной области логистического хаба «Зерновой терминал Нижнеленинское - Тунцзян», а также первого в России (а может, и в мире) сухопутного зернового флота.

Соответствующее соглашение в ходе VIII Восточного экономического форума подписали уже упоминавшийся здесь гендиректор холдинга «НСЗК» Сергей Пушкин и Чжоу Лицюнь, глава Международной инвесткомпании «Чжунчэнтун» (China Chengtong International Investment Со., Ltd). Производительность нового транспортно-логистического центра в первые пять лет составит

400 тыс. TEU (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в год. Сухопутный флот, состоящий из 22 тыс. контейнеров-зерновозов, в отличие от балкеров (тип морских транспортов) будет способен в обратном направлении перевозить широкую номенклатуру грузов.

Появление собственного крупнейшего парка, приписанного к России, исключит зависимость от иностранных партнеров и повторение проблем с морской зерновой логистикой, считают специалисты. Кроме того, данный сегмент проекта НСЗК позволяет сопрягать разноколейные железные дороги в России и КНР.

В общем, с какой стороны ни посмотри, заявленный проект крайне необходим и важен для обеих стран, и прежде всего для России. Он позволит нашей стране нарастить объем экспорта пшеницы в Китай, в том числе за счет увеличения ее производства на удаленных от Центра территориях, создавая таким образом новые рабочие места.

Более того, в перечне поручений по итогам совещания по вопросам развития дальневосточных городов, состоявшегося 14 марта 2023 года, Владимир Путин утвердил и такой пункт, обозначенный в документе под литером «к»: «Рассмотреть вопрос о заключении межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой по проекту «Новый сухопутный зерновой коридор Россия - Китай» в целях увеличения объемов производства зерна на территориях Дальневосточного, Уральского и Сибирского федеральных округов, а также объемов его экспорта на рынок Китайской Народной Республики». При этом был назначен ответственный - председатель правительства и установлен конкретный срок исполнения - до 1 октября 2023 года. Казалось бы, с такой-то поддержкой и карты чиновникам в руки: даешь новую веху российско-китайских отношений, как успели окрестить в прессе амбициозный проект!.. И вот тут как раз начинаются непонятки.

В октябре 2023 года гендиректор ООО «Забайкальский зерновой терминал» и руководитель инициативы (так его называют соратники) Карен Овсепян с удовлетворением, надо полагать, сообщает прессе, что межгосударственный договор о новом сухопутном зерновом коридоре будет подписан «в последних числах ноября - начале декабря на встрече глав правительств России и Китая». И с тех пор - тишина. Во всяком случае, в информационном пространстве мы не нашли даже упоминания о подобной встрече и тем более о запуске уже на официальном, межгосударственном уровне такого проекта.

Это послужило поводом для журнала Forbеs, равно как и для других оппонентов-недоброжелателей, усомниться в реальности таинственной, как назвал ее Forbеs, сделки. А директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов, которого щедро цитирует американское издание, ничтоже сумняшеся аж на 90% предположил, что «никакой сделки нет». При этом г-н Сизов особо подчеркнул, что «все новости об этом мегасоглашении идут из России», тогда как, мол, «весь остальной мир не в курсе».

То есть знаменитое высказывание Бисмарка о русских, которые долго запрягают, в описываемой ситуации сбывается на 100%. Остается теперь реализовать и вторую часть этого утверждения о том, что русские, кроме всего прочего, еще и быстро ездят.

А в чем проблема, господа-товарищи?! Многие в стране с воодушевлением восприняли объявленный во всеуслышанье проект. В его успехе с определенными оговорками уверены ведущие эксперты. Например, Владимир Петриченко, гендиректор аналитического агентства «ПроЗерно», соглашаясь с тем, что объявленных авторами проекта больших объемов экспорта зерна в России пока нет, уверен, что они наверняка появятся через несколько лет. Речь, по словам Петриченко, идет о налаживании долгосрочных поставок, «под которые аграрии охотно будут расширять производство», а сделать это «позволяют имеющиеся в тамошних регионах посевные площади».

Другой медийный российский эксперт, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, считает, что для полномасштабной реализации хорошей в целом идеи НСЗК «нужна воля правительства», намекая, очевидно, на то, что именно от него зависит судьба многообещающего проекта.

Леонид Арих.

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.