События в мире. Новости политики
6466 | 0

Россию сдают китайцам

Россию сдают китайцам
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На прошлой неделе стало известно, что китайская компания Zoje Resources Investment подписала с правительством Забайкальского края документ о передаче ей в аренду 115 тыс. гектаров земли на 49 лет.

Среди условий протокола о намерениях (инвестиционный договор планируется подписать в начале будущего года) передача в аренду не только этих земель, но затем в случае успешной работы в течение трех лет еще 200 тыс. га. По сообщению пресс-службы правительства Забайкалья, залежные земли и пастбища будут переданы китайцам в Нерчинско-Заводском, Улетовском, Сретенском, Шилкинском районах и на территории Агинского Бурятского автономного округа (см. карту).

Этот случай вовсе не рекорд. После заключения договора о сотрудничестве с КНР президентом Дмитрием Медведевым в 2010 г. Поднебесная получила в аренду сразу 426,6 тыс. га на сельскохозяйственные нужды: земля расположена на границе между китайской провинцией Хэйлунцзян с Еврейским автономным округом и Хабаровским краем.

Российские официальные власти сдачу земли в аренду только приветствуют - арендованные китайцами гектары не обрабатывались со времен Советского Союза.

«Сдавать китайцам земли в аренду начали еще в 90-е, - рассказывает генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, доктор физико-математических и политических наук Степан Сулакшин. - Но тогда это делалось полулегально, на уровне местных властей и директоров совхозов. На федеральном уровне этими случаями занимался Совет безопасности, который тогда возглавлял Лобов. Их старались пресекать, бывали прецеденты, когда договоры об аренде просто расторгались, а китайцы выселялись».

Сегодня ситуация в корне изменилась - федеральный центр сам сдает землю направо и налево.

«В 90-е годы вопрос об инфильтрации китайской рабочей силы на государственном уровне был сформулирован как угрожающий безопасности России, - продолжает Сулакшин. - Однако, несмотря на сопротивление российских властей, китайцы продолжали экспансию не мытьем, так катаньем - пытались арендовать колхозные земли вплоть до Томской и Омской областей, а это даже не Дальний Восток и Забайкалье, а ближняя Сибирь».

Что касается Забайкалья, здесь, по словам губернатора края Константина Ильковского, сегодня «неиспользуемых сельскохозяйственных площадей - 800 000 га». «Мы ищем инвесторов, которые могли бы прийти и рационально эти площади использовать», - признается губернатор. А вот депутат Госдумы от Забайкалья и Амурской области Владимир Поздняков считает, что для этого вовсе не обязательно нанимать китайцев. По его словам, половина земель, предложенных Забайкальем в аренду КНР, уже занята местными производителями. По мнению г-на Позднякова, китайцы будут продавать свои овощи дешевле, чем российские фермеры. Такого демпинга оте­чественные хозяйства не выдержат, а после их разорения иностранцы поднимут цены. Только этого нам не хватало!

«На Дальнем Востоке китайцы напрочь истощают целые поля, нещадно эксплуатируя их. После их «аренды» там долгие годы ничего невозможно вырастить, кроме бурьяна», - говорит председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин.

Смысл сдачи земли в аренду китайцам и правда не ясен - деньги не такие уж большие, чтобы потом еще сотню лет очищать оставшиеся после китайцев территории от вредных химикатов. Однако экономические и даже экологические проблемы в данном случае пасуют перед геополитикой. Не секрет, что власти Поднебесной давно возвели экспансию в ранг государственной стратегии. А тут и усилий никаких не надо предпринимать - лакомый кусок в виде сотен тысяч гектаров российских земель сам просится на блюдечко с голубой каемочкой. «Еще недавно о передаче Китаю огромной части неиспользуемых земель и подумать было нельзя. И если Москва сейчас решилась на такой шаг - это большой прогресс», - говорит в интервью «Газете Хуаньцю шибао» старший советник Китайского института международных стратегических исследований (КИМСИ) Ван Хайюнь.

Этот самый «большой прогресс» многие российские политики и эксперты называют предательством национальных интересов. «Интересы России для нынешних политиков отходят на второй план. Так же было при заключении убыточного газового контракта с Китаем», - говорит Степан Сулакшин.

В Пекине отлично понимают, что вопрос о сдаче российских земель решается не на уровне администрации Забайкальского края. Именно поэтому долгосрочную передачу земли в КНР называют «идеологическим раскрепощением» России перед Китаем, а земельные приобретения в России «районами освоения».

«Изучение Советом безо­пасности России в 90-е годы территорий, которые были сданы китайцам в аренду, показало, что они являлись так называемыми десантными землями, на которые потом прибывал китайский контингент. Арендуемые земли работали как генератор, который неизбежно приводил к эффекту расширения», - считает Сулакшин.

Сначала в «район освоения», или на «десантные земли» Забайкалья, что в общем-то одно и то же, явится какая-нибудь артель с семьями. Потом, через полвека, здесь уже будут проживать миллионы китайцев. Кто посмеет их выгнать? Представим, что компактно проживающее в этих районах китайское население по наущению Пекина на референдуме голосует за присоединение к Китаю. Что тогда? Эти территории можно будет считать для России потерянными. Скажете, фантастика? Как знать? Пробный шар уже запущен все тем же Ван Хайюнем: «Если не решить юридическим путем вопрос широкомасштабного привлечения китайской рабочей силы, ни о каком долгосрочном сотрудничестве с китайскими сельскохозяйственными предприятиями не может быть и речи». Так и слышится металл в голосе - говорит не гость, а хозяин.

Если мы и впредь будем уступать свои земли китайцам, что останется вскоре от России, которую наши предки собирали по крупицам? Не превратится ли вся страна в «район освоения» китайцами? Можно ли вообще ставить будущее страны в зависимость от сегодняшней политической конъюнктуры?

Игорь Минаев, Аделаида Сигида

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.