В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Высший экологический совет провел заседание круглого стола на тему «Основные направления развития целлюлозно-бумажной промышленности России. Экологический и законодательные аспекты».
Депутат ГД ФС РФ Олег Лебедев обозначил ключевые данные о состоянии отрасли в целом.
По данным ФАО ООН, пять стран мира владеют половиной площади мировых лесов: Россия (20%), Бразилия (13%), Канада (7,7%), США (7,5%), Китай (5%). В отношении лесов бореальной и умеренных зон Россия является абсолютным монополистом, обладая почти половиной мировых ресурсов. На одного жителя Российской Федерации приходится около 600 м3 древесины на корню, что значительно больше чем в любой другой стране мира.
Таким образом, леса России обладают огромными природными ресурсами и экологическим потенциалом, который позволяет, при безусловном соблюдении лесоводственно-экологических требований к их использованию, устойчиво и в длительной перспективе обеспечить потребности общества в лесных ресурсах и услугах лесов.
Лесной сектор экономики России, помимо сырьевой обеспеченности, имеет ряд таких конкурентных преимуществ, как относительно дешевые трудовые ресурсы, газ и электроэнергия, быстро растущий рынок потребления товаров лесопромышленного производства. Но, несмотря на то, что Российская Федерация - крупнейшая лесная мировая держава, лесопромышленный комплекс страны не относится к числу ведущих отраслей промышленности.
Что касается развития наиболее перспективной и рентабельной из подотраслей лесопромышленного комплекса - целлюлозно-бумажного производства, за 25-летний период экономических реформ в России не построено ни одного целлюлозно-бумажного комбината, хотя в последние годы активно шел процесс модернизации и реконструкции основных технологических процессов и оборудования в целлюлозно-бумажной промышленности на действующих предприятиях. Это позволило в определенной степени поддержать технический уровень существующих мощностей.
Оценивая перспективы поставок на внешний рынок лесобумажной продукции, следует отметить, что их поставки будут сдерживаться из-за низкой конкурентоспособности. В этой связи следует подчеркнуть важность поддержки отечественных производителей лесобумажной продукции, развивая государственно-частное партнерство, в том числе, совершенствуя механизм реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Стратегические задачи лесного комплекса страны, обозначенные Правительством РФ - это развитие мощностей по глубокой переработке древесины на территории страны, сокращения объемов экспорта необработанной древесины, снижение доли внутреннего рынка импортируемой лесобумажной продукции.
Участники отметили работу Правительства РФ, которое в 2015 г. приступило к созданию механизмов поддержки инвестпроектов. С этой целью, в настоящее время принят закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР). В основном ТОРы будут формироваться на Дальнем Востоке.
По итогам работы «круглого стола» были приняты рекомендации Федеральному Собранию и правительству РФ, в которых отмечается необходимость уделить особое внимание лесовосстановлению, развитию государственно-частного партнерства в лесном хозяйстве и другим «узким местам» отрасли.
Виталий Казанков