Всемирный фонд дикой природы (WWF) связался с канадской компанией-владельцем аварийной баржи Natl II, которая придрейфовала к берегам Чукотки и создает угрозу экологической безопасности региона. Фонд предложил обсудить детали спасательной операции.
WWF России и WWF США направили совместное обращение в Northern Transportation Company (NTCL), канадскую компанию, владеющую оставленной экипажем баржей Natl II. Сейчас это судно с порядка 4 тоннами мазута сейчас дрейфует во льдах в 70-80 километрах от берега Чукотки.
Экологи проинформировали владельца судна о том, что российская сторона готовится к спасательной операции. Морспасслужба Росморречфлота может провести ее в ближайшие 1-2 месяца, период таяния льдов в регионе.
WWF предложил NTCL обсудить детали спасательной операции с Морспасслужбой. В частности, необходимо решить вопрос финансового участия компании в ликвидации последствий происшествия.
Кроме того, WWF России направил письмо послу Канады в России Джону Р.Керу. Фонд попросил посольство посодействовать в организации переговоров всех сторон о характере спасательной операции.
«Необходимость операции по транспортировке потерявшего управление судна становится очевидной с учетом приближения летнего сезона, - комментирует Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России. - Если сейчас баржа скована льдами, то когда они сойдут, судно может быть выброшено на российский берег». При этом баржа находится в непосредственной близости от мыса Ванкарем, где расположены ключевые местообитания тихоокеанского моржа».
Российским пограничным службам до сих пор не удалось обнаружить судно с воздуха, вероятно, из-за того, что оно покрыто льдом. Поэтому единственным источником информации о местоположении баржи остаются данные передатчиков, установленных американской Береговой охраной в то время, когда судно дрейфовало через воды США.
Оставленная экипажем баржа Natl II дрейфует с октября 2014 года. Когда стало понятно, что судно двигается в российский сектор Чукотского моря, WWF России помог наладить взаимодействие между профильными службами США и России. Фонд обеспечивал оперативный обмен информацией о траектории движения баржи, что стало практически единственным каналом связи в текущих условиях санкций между странами.
«Пример баржи Natl II показывает, как непросто при возникновении внештатной ситуации наладить взаимодействие профильных служб всех заинтересованных стран, а также взыскать средства на операцию по ликвидации последствий происшествия, - подчеркнул Книжников. - Необходимо наладить эффективные механизмы сотрудничества между странами Арктического бассейна, прежде чем начинать опасные проекты по добыче и транспортировке нефти в регионе».
По мнению WWF, этот пример также показывает необходимость создания национального компенсационного фонда в России, из которого можно было бы оперативно выделить средства на ликвидацию последствий внештатных ситуаций, в том числе нефтеразливов. «Этот фонд был бы особенно полезен в тех случаях, когда источник возможного загрязнения не установлен, либо получение компенсации с виновника затягивается. Например, если для взыскания средств с виновника требуется межгосударственный переговорный процесс», – подчеркнул А. Книжников.
WWF России, как сообщил журналистам источник в данной организации, полагает, что национальный компенсационный фонд необходимо создать до того, как могут начать реализовываться проекты по добыче нефти в Арктике. Поэтому требование по созданию этого фонда стало одним из ключевых в обращении к президенту РФ с просьбой заморозить разработку новых нефтяных месторождений на 10 лет. Фонд проводит сбор подписей под этим документом, в поддержку инициативы уже высказались более 76 тысяч человек.
Герман Напольский