Минздрав в понедельник, 30 сентября, опубликовал перед окончательной доработкой и внесение в правительство проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ для ратификации Конвенции Совета Европы «О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения» (Конвенция «Медикрим»).
Как пишет «Коммерсантъ», разработчики рассчитывают, что с помощью документа станет возможным приведение в соответствие норм российского права и требований данного международного договора. Кроме того, законопроект является первым шагом его фактической реализации в России, поскольку предполагает криминализацию оборота контрафактных и поддельных лекарств.
Конвенцию «Медикрим» Россия подписала в 2011 году по итогам конференции, проходившей под эгидой Совета Европы. Она является общеевропейским соглашением о борьбе с фальсификацией медицинской продукции, основные цели которого – привлечение к ответственности производителей поддельных лекарств. Согласно проекту закона, в Уголовном Кодексе РФ должна появиться статья, по которой «производство, изготовление, ввоз в Российскую Федерацию, хранение, перевозка, транспортировка, отпуск, реализация, передача фальсифицированных лекарственных средств, вспомогательных веществ и медицинских изделий» будут караться лишением свободы на 3-5 лет, а в случае смерти потребителя – от 8 до 10 лет. Наказываться будут и за изготовление поддельных документов, сопровождающих партии лекарств: регистрационного удостоверения, сертификата или декларации о соответствии, инструкции по применению лекарственного препарата и медицинского изделия, руководства по эксплуатации медицинского изделия), а также упаковки лекарственных средств и медицинских изделий. За эти преступления грозит лишение свободы на срок до 5 лет или штраф.
Как считает глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский, законодательство России и так позволяет привлекать фармпроизводителей за производство фальшивок по статьям «Мошенничество» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Саверский считает, что необходимость в новых статьях спорта, в отличие от необходимости обеспечения неотвратимости наказания.
В настоящее время оценки доли фальсифицированных лекарств на российском рынке разнятся. Так, Высшая школа экономики привела статистику, полученную в результате исследования, заказанного Содружеством производителей фирменных торговых марок, согласно которой в 2010 году порядка 5-7% розничного фармрынка составляли подделки. В 2012 года, по данным Росздравнадзора, таких препаратов было всего 0,02%.
«На мировом рынке доля подделок составляет от 0,4% до 10%, я думаю, у нас примерно такая же ситуация. Цифры Росздравнадзора, которые значительно меньше, показывают только количество выявленных поддельных лекарств», - сказал «Ъ» директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.
По словам председателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрия Жулева, даже в случае обнаружения факта фальсификации заявление об этом далеко не всегда поступает в соответствующее госучреждение. Это также занижает официальную статистику. Если в УК введут соответствующие статьи, то улучшится собираемость статистики и повысит риски сокрытия уголовного преступления, информация о котором стала известна проверяющей инстанции. Статья Уголовного Кодекса о «небезопасных товарах и услугах», по сути, сформулирована в расчете на доказанный факт ущерба, а не факт торговли такими товарами. Кроме того, она весьма редко применяется в российской практике.