Глава думского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина предложила продавать ОСАГО с франшизой, чтобы повысить рентабельность страховки для страховщиков.
Как пишут «Ведомости», предложение парламентария заключается в том, чтобы дать покупателям полисов ОСАГО возможность выбора франшизы разного размера. Эту идею обсудят 22 октября на парламентских слушаниях, которые будут посвящены ОСАГО, сообщил депутат «Ведомостям».
«Введение франшизы является справедливым и даст возможность не повышать тарифы, это инструмент снижения издержек в ОСАГО», - объясняет Бурыкина.
По словам парламентария, водители должны определять сами, нужно ли им покупать полис с франшизой. Кроме того, им должны предлагаться несколько вариантов суммы франшизы, что «позволит играть с размером тарифа». Бурыкина добавила, что еще предстоит определить размер и точные условия франшизы, «но они должны быть разумными».
Если предложение депутата примут, то для пострадавших в ДТП ничего не изменится, поскольку они будут по-прежнему получать в своей страховой компании выплаты в полном объеме, рассчитанные по правилам ОСАГО. Компания предъявит убытки к оплате страховщику виновника аварии, а последний взыщет франшизу со своего клиента, сказала Бурыкина, добавив, что от оплаты долга уклониться будет сложно. Информация о должнике будет числиться в базе данных Российского союза автостраховщиков и тот просто не сможет купить новый полис, не выплатив долга. Парламентарий отметила, что данные предложения с Минфином и страховщиками еще не обсуждались.
«Это интересная тема и вариант решения проблемы тарифов в ОСАГО, который заслуживает рассмотрения», - отметил замминистра Алексей Моисеев.
Сейчас тарифы на ОСАГО регулируют государство. Они не предусматривают никаких франшиз. Последнее повышение стоимости ОСАГО произошло в 2011 году, и с тех пор страховщики постоянно просят об индексации. В прошлом году была достигнута договоренность с властями о том, что в обмен на повышение тарифов произойдет повышение лимитов со 120 000 до 400 000 рублей. Пока, впрочем, не сделано ни того, ни другого. Тем временем страховщики неоднократно заявляли об убыточности ОСАГО и даже грозили перестать продавать эти полисы.
По мнению исполнительного вице-президента СГ МСК Сергея Ефремова, страховщикам тяжело покрывать мелкие ремонты, издержки по ним равны расходам на крупные выплаты. Эксперт добавляет, что до 25% страховых случаев в ОСАГО в категории «автомобили старше трех лет» приходятся на убытки до 15 000 рублей. согласно статистике РСА, в первом полугодии этого года средняя выплата по ОСАГО составила 26800 рублей. У десятки крупнейших страховщиков этот показатель колеблется в пределах 23 000-28 000 рублей. согласно оценкам участников рынка, долю ДТП с ущербом, который не превышает 15 000 рублей, приходится до трети из 1,4 млн страховых случаев за шесть месяцев 2013 года.
«Введение франшизы убыточность снизит. Но она увеличивает расходы на ведение дела, и, если деньги по франшизе взыскивать будет компания, вряд ли это поможет», - считает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов.
Между тем, по мнению эксперта, если взыскание франшизы возложить на самих граждан, это вернет нас на 10 лет назад.
«Надо думать не над удешевлением, а над полноценной защитой. Введение франшизы скорее увеличит число жалоб», - отмечает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.
«Единственной проблемой ОСАГО, сформировавшейся за 10 лет, является размер тарифа. Решить проблему можно лишь комплексно: отпустив в свободное плавание тарифы и установив лимиты выплат в ОСАГО по жизни и здоровью в 2 млн рублей, а выплату по имуществу – по стоимости ремонта по калькуляции», - считает глава экспертного союза по страхованию при комитете Госдумы по финансовому рынку и экс-глава Росстрахнадзора Александр Коваль.
Согласен с этим и президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, который считает, что «введение франшизы в ОСАГО обоснованно и необходимо».
По его мнению, клиент должен сам оплачивать ущерб в пределах франшизы, а если ущерб выше, то возмещение в полном объеме выплачивается страховщиком. Уже сейчас многие предпочитают покрывать мелкие убытки на месте.
«Никому не нужно ждать прибытия полиции, не нужно ехать в страховую компанию на осмотр, да и стоимость полиса на следующий год будет снижена на 5%», - объясняет Тюрников.
Фото: 1tv.ru