В воскресенье, 1 сентября, поздним вечером в эфире ведущих телеканалов прошли первые и единственные теледебаты двух главных кандидатов на пост канцлера ФРГ Пера Штайнбрюка и Ангелы Меркель.
Как пишет «Коммерсантъ», вопросы кандидатам задавали 4 журналиста. Заранее было оговорено все до мелочей: где будут стоять участники дебатов, кто первым будет отвечать на первый вопрос (Пер Штайнбрюк) и последним на последний (Анлега Меркель).
Кандидаты неплохо оперировали фактами и высказали свою позицию по ключевым вопросам. К таковым прежде всего относились вопросы, касающиеся внутренней и экономической политике. Лидер СДПГ Пер Штайнбрюк напомнил, что если он станет канцлером, в ФРГ будет установлен почасовой МРОТ €8,5. Кроме того, он намерен реформировать систему здравоохранения и увеличить налоги для богатых. Ангела Меркель, напротив, не намерена менять налоговые ставки. Кроме того, канцлер исключила возможность введения дополнительных автомобильных сборов для иностранцев. Предстоящий рост тарифов на электроэнергию она аргументировала необходимостью реформы национальной энергетической системы. И Меркель, и Штайнбрюк не будут поддерживать военное вмешательство в ситуацию в Сирии.
Однако настоящих дебатов не получилось – журналисты иронизировали, что кандидатов можно было снимать и в разных студиях. Участники дебатов избегали прямых выпадов и от прямых ответов уходили. Меркель и вовсе предпочитала не смотреть на собеседника в то время, когда тот говорил. За эфиром следили 17,6 млн зрителей, которым оставалось вдаваться в детали: в германоязычном интернет-пространстве бурно обсуждались бусы госпожи Меркель. Зрители заметили, что разноцветные бусины расположены в «неправильном» порядке, повторяя скорее бельгийский, чем немецкий флаг. Уже через час бусы имели собственный аккаунт в Twitter, на который за сутки подписало около 7 тысяч человек.
Эксперты полагают, что несостоявшееся противостояние — это и отражение выборной системы Германии, где на всеобщем голосовании выбирают депутатов Бундестага, а не канцлера напрямую, и свидетельство проблемы лидерства в немецкой политике.
«У немецких социал-демократов эта проблема возникла еще в 1982 году с уходом с политической сцены мощной фигуры Гельмута Шмидта. С тех пор у СДПГ постоянная чехарда с лидерами, ни один из которых, за исключением "медийного канцлера" Герхарда Шредера, особо не запомнился. Да и Меркель не харизматическая фигура и не слишком сильный оратор, что было видно по дебатам. Но это человек, который умеет учиться и использовать свои сильные стороны, стабильный политик, от которого не ждешь сюрпризов, а немцам это по душе», - пояснил «Ъ» германист, профессор МГИМО Николай Павлов.