Члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) 4 сентября намерены вновь обратиться к президенту Владимиру Путину с предложением исправить законопроект «О некоммерческих организациях»: общественники подготовили поправки, по которым из закона об НКО нужно убрать термин «иностранный агент», но некоммерческие организации будут обязаны предоставлять в Минюст детальные ежеквартальные отчеты о выполнении работ за счет иностранного финансирования, если оно превышает 3 млн рублей в год. Об этом «Известиям» рассказала руководитель постоянной комиссии по развитию НКО Елена Тополева-Солдунова.
«Если мы хотим контролировать иностранное финансирование НКО, в том числе выделение средств на политическую деятельность, то для этого есть и другие возможности, кроме как маркировка организаций. Нужна подробная отчетность, аудит тех, кто получает иностранное финансирование свыше определенных сумм. Понятно, что если это $1 или $100, то на это ничего политического нельзя сделать. А если это суммы свыше трех миллионов в год в рублевом эквиваленте, то совсем другое дело», отметила она.
Информацию о предложении президенту поправок подтвердил «Известиям» и председатель СПЧ Михаил Федотов.
«Закон нуждается в срочной корректировке. Он сейчас не дает ясного определения, что такое иностранный источник и что такое политическая деятельность. Исходя из федерального закона о конституционном суде, политическая деятельность — узкая категория. На практике эта категория совершенно безгранична», - сказал Федотов.
По мнению автора закона об НКО единоросса Александра Сидякина, еще не пришло время вносить поправки в документ.
«Для кого-то «иностранный агент» — ярлык, а для кого-то подтверждение деловой репутации. У закона небольшой срок, прошло меньше года. В США, в демократической стране, по мнению членов СПЧ, такой закон работает, хоть и его критикуют. Может быть, у нас еще не пришло время, чтобы он заработал в полную силу. Когда будет понятно, что термин «иностранный агент» — это ярлык, то будем что-то думать», — подчеркнул он.
Напомним, 21 ноября 2012 года в силу вступил Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который обязал НКО-агентов состоять в особом реестре. Для них был введен иной правовой режим, чем для обычных некоммерческих организаций. Так, для «иностранных» были введены отдельные отчетность и проверки. Закон предусматривает штраф в размере до 1 млн рублей и уголовною ответственность до 4 лет лишения свободы для тех, кто его не соблюдает.
НКО неоднозначно отреагировали на закон. Ряд правозащитных организаций обратились к президенту США Бараку Обаме, попросив прояснить, являются ли они «агентами США». Затем последовала официальное заявление главы Госдепа Хиллари Клинтон о том, что Соединенные Штаты не признают российских правозащитников своими «агентами».
«В ответ на ваш вопрос о том, являются ли неправительственные организации, получающие американские гранты, «агентами» американского правительства, позвольте мне категорически заявить, что мы не только не навязываем цели для вашей организации и не управляем ее действиями, но и не имеем никакого желания делать это», - заявила Клинтон.
Правозащитный организации «Мемориал» и движение «За права человека» тогда заявили, что отказываться от грантов из-за рубежа не намерены, но и регистрироваться как «иностранные агенты» не собираются.
В феврале 2012 года в Европейский суд по правам человека на закон об НКО пожаловались 11 некоммерческих организаций.
Когда в ноябре прошлого года к Путину обратились члены СПЧ, он согласился с доводами членов совета.
«Я считаю, все, что не связано с политикой, должно быть исключено из действий этого закона», - отметил тогда глава государства.
Правда, закон так и не изменили, но при участии президента появился оператор - организация«Гражданское достоинство», - который распределяет между нуждающимися НКО, отказавшихся от заграничного финансировании, значительные государственные гранты.
Однако, СПЧ намерен убедить Владимира Путина убрать из закона термин «иностранный агент». Согласна с членами совета и председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, считающая, что подобная процедура уберет «позорный привкус» у НКО-агентов.
«Такие изменения поднимут репутацию многих организаций. Покажут, что никто и ничего не скрывает. В принципе они и так отчитываются перед Минюстом, представляют копии проектов, поэтому это разумно», - заверила она.
По мнению председателя «Комитета против пыток» Игоря Каляпина, изменение отчетности об иностранном финансировании не улучшит качество контроля за общественными организациями.
«Мы и сейчас отчитываемся, только раз в год. Но даже с годовой отчетностью они не успевают переработать и разнести по таблицам все данные. А потом приходят к нам с проверками ФСБ, ОБЭП, УВД и Минюст и задают нам те же вопросы, на которые мы ответили в отчетах», — рассказал он.
Напомним, на заседании СПЧ было решено создать рабочую группу, которая займется выработкой предложений для изменения закона об НКО. Тогда заместитель главы управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Алексей Жафяров пытался объяснить членам совета, как определяется политическая деятельность НКО, если она не прописана в законе. Но его объяснения не удовлетворили участников заседания.
Фото: сайт СПЧ