Бывший президент Египта Хосни Мубарак в среду, 21 августа, освобожден из-под стражи и теперь находится под домашним арестом: с него сняли одно из обвинений – в коррупции.
Как сообщают «Известия», по мнению экспертов, такое решение означает, что военные, взявшие власть в стране в свои руки, отдают долги старому режиму: ведь многие генералы получили свои погоны именно при Мубараке.
«Речь идет не о снятии всех обвинений с Мубарака, а о реабилитации того периода, когда он находился у руля. При нем «Братья-мусульмане» были под запретом, и проблем с исламистами в стране не было. Это сигнал их противникам, что ситуация воссоздается и воспринимать это надо как нечто позитивное», - говорит глава Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин.
Однако остальные обвинения с экс-президента не сняты: он по-прежнему проходит по делу о гибели более 900 демонстрантов во время «арабской весны» в 2011-м — по статье «Бездействие во время беспорядков».
Новое военное руководство Египта, смягчая репрессии в отношении Мубарака, одновременно сводит счеты с исламистами. Так, буквально на днях был арестован духовный лидер исламистского движения «Братья-мусульмане» Мухаммед Бадиа.
Опасность грозит и тем, кто примкнул к временному правительству, а потом его покинул. Профессор права университета Хелуана Сайед Атеек подал иск против вице-президента Мухаммеда эль-Барадеи. Последний подал в отставку после того, как сторонники Мурси были жесткого разогнаны военными властями. Мухаммеда эль-Барадеи обвинили в «в злоупотреблении доверием страны», но он не стал дожидаться процесса - первое заседание назначено на 19 сентября - и отбыл в Австрию.
«Речь, видимо, идет о том, чтобы на примере эль-Барадеи приструнить других «интеллигентов европейского типа», которые хотят сохранить белизну мундирчика — поговорить о красивых идеалах и тут же скрыться, чтобы не запачкаться. Военные показывают тем либералам и демократам, которые попали в номенклатуру временной исполнительной власти, что они должны следовать идеям и принципам командного духа. Ну а если кому-то захочется уйти, надо делать это тихо, а не демонстративно», - считает Шумилин.
Однако, по мнению экспертов, арестовывая противников, новые власти вредят в первую очередь сами себе.
«Репрессии бьют по «либеральному имиджу» временного правительства. А он бы очень пригодился египетским властям на фоне удручающей экономической ситуации. При нынешних обстоятельствах Каиру будет трудно уговорить Запад выделить ему финансовую помощь», - заявил «Известиям» специалист по отношениям ЕС и Ближнего Востока из парижского Института международных и стратегических отношений Дидье Бийон.
По мнению эксперта, договариваться без лауреата Нобелевской премии и бывшего главы МАГАТЭ эль-Барадеи будет сложно, поскольку много вопросов к египетским властям возникло у США, Евросоюза и МВФ. Тем более что выделение Египту €449 млн Евросоюз обусловил строгим соблюдением требований по восстановлению демократического процесса.
85-летний Мубарак содержался в тюрьме строгого режима Тора более 2 лет. За это время резко ухудшилось состояние его здоровья, поэтому несколько месяцев он провел в госпитале. Экс-президент за это время отсидел все возможные сроки предварительного заключения без вынесения приговор. В июне 2012 года он был приговорен к пожизненному заключению за гибель демонстрантов в 2011 году, но позже решение было отменено судом высшее инстанции. В рамках коррупционных дел Мубарака и его двоих сыновей обвиняли в хищениях более $150 млн. Дети экс-президента остаются под стражей.
Фото: 1tv.ru