Этот фильм вошел в историю советского кино как один из самых страшных и кровожадных. Шутка сказать: за два часа - восемь изощренных убийств и два самоубийства. Причем погибали сплошь народные и заслуженные.
В этом году фильму «Десять негритят» исполняется 30 лет. И мало кто знает, что съемки детективной ленты оказались не менее интригующими, чем ее сюжет.
Роман Агаты Кристи «Десять негритят» был экранизирован не один раз. Однако именно киноверсия Станислава Говорухина считается практически уникальной.
Во-первых, потому что носит оригинальное название, а, скажем, в США из соображений политкорректности фильм был переименован в «Десять маленьких индейцев».
А во-вторых, из-за того, что режиссер решил сохранить первый вариант финала романа, а он более мрачный. Оказывается, уже после того как книжка вышла в печать в далеком 1939 году, Агата Кристи исправила конец своего произведения на более позитивный...
Говорухин был покорен романом легендарной детективщицы, еще будучи студентом, и уже тогда решил его экранизировать. Но Госкино в пух и прах раскритиковало идею молодого режиссера, совершенно не поверив в успех предприятия, и денег на съемки не выделило.
Лишь спустя много лет, став уже маститым и знаменитым, Станислав Сергеевич добился желаемого. На съемках картины он собрал поистине звездный состав.
- Мне нечасто так везло. Все актеры - точное попадание, - говорит режиссер. - Вообще-то все, кому я предлагал сниматься в этом фильме, сразу согласились!
Но затем начались проблемы...
«ПОЧЕМУ МЕНЯ СРАЗУ КОКНУЛИ?»
Первым, к удивлению зрителей, умер герой Александра Абдулова - Энтони Марстон. Все-таки мало кто ожидал, что пребывание на экране этого актера окажется столь непродолжительным.
Не слишком довольным остался и сам Абдулов. Как говорит Говорухин, он задействовал Александра, потому что тот постоянно жаловался: мол, снимаешь меня только в эпизодах. И как тут не вспомнить легендарное «Место встречи изменить нельзя», где Абдулов лишь мелькнул за рулем бандитского фургона.
Роль в «Негритятах» его тоже не слишком удовлетворила - не раз потом актер выговаривал режиссеру: «Дал мне самую короткую роль, меня же сразу убили!»
Кстати, директор картины Александр Басаев вспоминал, как уже после съемок Абдулов просто ошарашил его вопросом: «Сань, ты скажи мне, а кто все же убийца?» «Как? - возмутился Басаев. - Ты что, не читал сценарий?» - «Почему не читал? Читал, конечно. Но только до того места, где меня кокнули».
СТЫДОБА, ДА И ТОЛЬКО
Не самые приятные воспоминания остались и у «убийцы» - Владимира Зельдина, который сыграл роль судьи Лоуренса Уоргрейва.
Дело в том, что ему уж очень часто доставалось от Говорухина: Станислав Сергеевич буквально выходил из себя, кричал на актера. Причина? Незнание текста!
Как оказалось, Зельдин приходил на съемки совершенно неподготовленным. Сам Владимир Михайлович, рассказывая о фильме, всегда отмечал, что ему за это было очень стыдно.
ОТКАЗАЛИСЬ СНИМАТЬСЯ
Еще один актер удивил не только Говорухина, но и всю съемочную группу - Александр Кайдановский, который сыграл Филиппа Ломбарда.
Дело в том, что Александр прежде славился тем, что никогда не пользовался услугами дублера. А тут вдруг попросил, чтобы в сцене смерти его заменили. Однако даже для каскадера тот эпизод едва не закончился печально. Татьяна Друбич выстрелила, дублер Кайдановского упал в море. Все, как было задумано. Но поскольку сцену снимали в шторм, волна так закрутила «мертвеца», что из воды он еле выбрался.
Анатолий Ромашин, сыгравший доктора Армстронга, также категорически отказался сниматься в сцене собственной смерти. Вместо него это исполнил профессиональный водолаз. Позже члены съемочной группы вспоминали, что когда каскадер вышел из воды, все его лицо было в крови. Оказалось, он случайно зацепился о скалу и здорово поранился.
НАРЯДЫ НА ЗАВИСТЬ
Вместо Людмилы Максаковой в роли Эммы Брент изначально пробовалась другая актриса - Ирина Тирещенко. И она все же отметилась в фильме, сыграв роль служанки.
Позже Ирина признавалась, что и она, и Татьяна Друбич жутко завидовали нарядам Максаковой. Весь свой «рабочий инвентарь» - костюм, обувь, аксессуары - Людмила Васильевна привезла из дома. И вещи произвели на актрис такое впечатление, что они не раз тайком приходили к костюмерам и просили, чтобы те показали им что-нибудь из гардероба Максаковой.
ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА
Еще одного «негритенка», слугу Томаса Роджерса, сыграл актер Алексей Золотницкий. Вот как он вспоминает съемки одного из самых страшных эпизодов:
- Смерть моя в этом фильме довольно ужасна. Мне разрубают голову топором, и по сюжету я лежу окровавленный под дождем. Итак, мне сделали пластиковую наклейку на голову, обильно полили красной краской, а потом режиссер Станислав Говорухин сказал: «Ну вот, Алеша, полежи минут десять, чтоб одежда лучше пропиталась составом».
Объявил перерыв, все куда-то ушли. Лежу я, а в это самое время мимо Воронцовского дворца (съемки проходили в Крыму. - Ред.) идет экскурсионная группа. Экскурсовод говорит: «Обратите внимание на композицию львов, которых граф Воронцов привез из самой Италии, на массивные двери. А вот... а-а-а-а-а-а-а-а!» - закричала она, увидев мой «труп» возле порога.
Тут я приподнялся, повернул к экскурсантам голову. И вся группа с криком и визгом кинулась врассыпную!
ДОЧКА СПАСЛА
Пожалуй, только по поводу одного персонажа Говорухин сомневался, кто его сыграет. Речь о роли Веры Клейторн, которая в итоге досталась Татьяне Друбич.
Режиссер долго выбирал между ней и Верой Глаголевой, его смущал тот факт, что Татьяна - не профессиональная актриса, а врач. Кстати, у Глаголевой тоже нет актерского образования, но к тому времени она уже успела сыграть в кино немало ролей. И все же выбор пал на Друбич, которая, как и многие другие актеры, исполнившие роли в фильме, вспоминает съемки как самые страшные в ее жизни.
Дело в том, что когда Татьяна репетировала сцену собственного повешения, то про нее съемочная группа... просто забыла. Однажды, как рассказывает Друбич, она не смогла справиться с веревкой, реально начала задыхаться, уже захрипела. На счастье, рядом с актрисой оказалась ее маленькая дочка Аня - девочка тут же все поняла, помчалась за подмогой, и Татьяну спасли.
Любопытная деталь: в сцене самоубийства Друбич так и не снялась, зрители видят вовсе не ее ноги, а помощницы Говорухина. Дело в том, что Татьяна должна была срочно выехать на съемки «Ассы» и сниматься в этой сцене уже не могла.
Зато она навсегда запомнила эпизод, в котором убивает героя Кайдановского, вернее - его дублера. Снимали, как уже было сказано, в шторм. В результате Татьяна замерзла так, что режиссер срочно приказал ей выпить полстакана водки!
Ксения Позднякова.
ТАСС/ А. Новодережкин.
Кадры из фильма.