Потребительский рынок
3571 | 0

Россияне стали пить больше водки

Россияне стали пить больше водки
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

По данным аудиторской компании FinExpertiza, к середине 2022 года расходы россиян на алкоголь и табачную продукцию выросли на 20%.

Статистика FinExpertiza свидетельствует о том, что в прошлом году продажи водки и прочего крепкого алкоголя за год подскочили на 7,5%. Теперь каждый россиянин выпивает примерно 6,8 литра в год. Зато вино постепенно исчезает со столов наших соотечественников - его купили на 5,5% меньше, чем годом ранее, и теперь среднестатистический россиянин употреб­ляет примерно 6,2 литра легких напитков.

«Употребление спиртных напитков традиционно воспринимается многими людьми как наиболее простой и доступный способ снизить уровень тревоги и стресса. К середине 2022 года расходы россиян на алкоголь, табачную продукцию и сладости выросли на 20 процентов», - отметил член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.

Другая организация - Центр макроэкономичекого анализа и краткосрочного прогнозирования - опубликовала доклад, в котором говорилось, что страна опять начинает спиваться и все предыдущие успехи в борьбе за здоровый образ жизни попросту обнуляются. А достижения были немалые: по оценкам Минздрава, потребление горячительного с 2008 по 2021 год уменьшилось на 43% и тенденция к снижению сохранялась на протяжении всех этих лет.

Ситуация стала меняться в 2020 году, когда сидящие дома из-за пандемии люди массово развлекали себя горячительными напитками. Врачи и социологи предполагали, что после нормализации ситуации в стране и отмены карантина потребление алкоголя снизится, но не тут-то было... Пить стали только больше.

В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования согласны с мнением коллег по поводу того, что россияне снимают стресс с помощью алкоголя. Но при этом называют еще одну причину увеличения продаж - экономическую. «В последнее время на фоне роста психологического напряжения у населения, а также, вероятно, потребностей местных бюджетов в дополнительных доходах снова наблюдается рост продаж крепкого алкоголя», - говорится в докладе.

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз тоже считает, что правительство готовится к повышению акцизов. «Надо где-то деньги брать, дефицит бюджета чем-то гасить, а алкоголем традиционно бреши затыкают», - отмечает он. Но повышение акцизов может стать проблемой. «Рост ставки более чем на 5 процентов вызывает дискомфорт у потребителя и стремление отовариться на нелегальном рынке», - предупреждает Дробиз.

Сегодня эксперты уже не рассчитывают, что жители страны возьмутся за ум и перестанут пить. Пока нет оснований говорить, что подорожавший алкоголь останется на полках магазинов. «В 2022 году процесс, судя по оперативным данным, закрепился. Соблазн тратить излишки средств на снятие этого напряжения вкупе со стремлением регионов заработать может привести к длительной деградации человеческого капитала», - резюмируют авторы доклада.

КСТАТИ

Продажи пива остались в прежних объемах - сократились на какие-то 0,06%. Потребление пива увеличилось в 53 российских регионах, но число любителей этого напитка не везде одинаковое. Больше всего увлекаются им жители Еврейской автономной области, которые за прошедший год купили в 1,8 раза больше бутылок, чем в среднем по стране (93,2 л на человека в год). В Мурманской и Сахалинской областях на каждого человека приходилось 87,4 и 83,8 л пива соответственно.

Зато в Ингушетии на одного проживающего в регионе человека приходилось только 0,4 л в год, что в 130 раз меньше, чем по стране. Продажи пива в Чечне за 2022 год составили 1,6 л на человека, в Дагестане - 5,5, в Кабардино-Балкарии - 6,2 литра.

Наталья Владимирова.

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.