В следующем году вероятность заправиться «разбодяженным» топливом вырастет в разы, предупреждают эксперты. Однако правительство уверено в обратном. Кто прав, разбирался «Мир Новостей».
Планы правительства пополнять бюджет за счет увеличения акцизов на топливо могут обернуться для автовладельцев резким падением качества последнего - об этом заявил автоэксперт Илья Скрябин на публичных слушаниях по качеству топлива, организованных Открытым правительством: «Бензин должен подорожать, и водители будут искать, где заправиться подешевле, и им такую возможность предоставят».
Помимо этого увеличится недолив. Уже сегодня «пистолеты» на автозаправках недоливают 10-20%. «В мой 80-литровый бак в машине влезает 100 литров!» - удивляется Илья Скрябин.
Однако министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов пообещал, что в ближайшие два года процент «разбодяженного» топлива не только не вырастет, но упадет в 11 раз!
Для этого уже вносятся изменения в закон. Так, предполагается изменить систему штрафов для АЗС: сегодня за некачественное топливо предусмотрен штраф 50 тыс. рублей, а по новому закону штрафовать будут на 1% от годового оборота.
Вот только эксперты констатируют: даже эти 50 тысяч многие махинаторы не платят - АЗС просто закрываются как юридическое лицо и тут же открываются заново под другим названием. Не могут осуществить такой маневр только сетевые бензоколонки, потому и плохое топливо у них встречается в три раза реже.
По данным Открытого правительства, на сетевых АЗС доля разбавленного бензина составляет 3,5%, в среднем же по России - 11%. В 2015 году его было 20%, и президент Владимир Путин поручил провести проверки качества топлива в России.
Абызов уверен: раз тогда удалось снизить процент контрафакта, то и теперь получится. Впрочем, его оптимизм разделяют далеко не все.
Зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Александр Грибов отмечает:
«Качественное топливо стоит дорого, суррогат экономически привлекателен: когда контрафакт дает 200-300% прибыли, никакой контроль не спасет».
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша добавил, что контрафактное топливо производится из компонентов, которые выходят с завода без уплаты акцизов. Этими компонентами разбавляют качественное топливо, а потом полученную жидкость продают по исходному паспорту качества. То есть чем выше будут акцизы, тем больше станут разбавлять.
Сегодня, по словам Аркуши, «разбодяженное» топливо обходится АЗС на 8-10 тыс. рублей дешевле (цена за тонну), а это примерно и есть размер акциза.
Напомним, что в следующем году акцизы на топливо вырастут дважды - 1 января и 1 июля. Первый раз акциз на бензин экологического класса 5 вырастет на 10,7% - до 11 213 рублей за тонну, второй раз - до 11 892 рублей за тонну.
Размер акциза на дизельное топливо будет расти еще быстрее, с нового года он увеличится на 12,7%. Причем в прошлом году акциз на литр автобензина уже повышался дважды, в 2017 году вырос акциз и на дизельное топливо.
По прогнозам Российского топливного союза, цена на бензин в 2018 году вырастет на 6,5%, на дизельное топливо - на 9%. Хотя правительство считает, что рост цен на топливо будет идти в рамках инфляции, то есть около 3%.
Сегодня АЗС в России продают до 10 млн тонн контрафактного топлива в год. Причем мелких АЗС в стране больше, чем сетевых.
«Массовые проверки, которые мы проводили в 2015 году, позволили существенно снизить объем суррогатного топлива на рынке. Сейчас мы обратились в правительство повторно, чтобы провести новый рейд по качеству топлива», - дал надежду автомобилистам глава Росстандарта Алексей Абрамов.
Аделаида Сигида.
FOTOLIA