Воскресенье, 21 января 2018       Отправить письмо в редакцию
Поиск на сайте :  
Главная Издания Подписка Рекламодателям PR & promotion Пресс-релизы Вакансии Контакты Архив
8. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ


Первым делом самолеты, ну а летчики потом?

Гражданскую авиацию, а значит, и нас, пассажиров, губит жадность владельцев авиакомпаний, которые не хотят тратиться на подготовку пилотов.

Недавно Международный авиационный комитет (МАК) объявил о результатах расследования крушения самолета Ту-134 в Петрозаводске. Лайнер разбился при заходе на посадку 20 июня. Погибло 47 человек. Главный вывод комиссии: ошибочные действия экипажа. Это вызвало очередную бурю в прессе. Вдруг выяснилось, что в России существуют огромные проблемы с подготовкой летных экипажей и наземных служб. Большинство экспертов считает, что гражданскую авиацию мы уже потеряли.

УЛЕТНАЯ СТАТИСТИКА

МАК, созданный в начале 2000-х специально для расследования авиационных происшествий на территории СНГ, ведет официальную статистику происшествий с воздушными судами с 2004 года. В тот год было зарегистрировано 26 происшествий (на территории России - 21). К счастью, обошлось без крупных катастроф. Но при желании неблагополучные симптомы можно было увидеть уже тогда: в 2004 году в России произошло 16 аварий только с вертолетами Ми-8. И в 14 случаях вывод однозначный: ошибка экипажа главным образом во время принятия решений в экстремальных условиях.

К 2006 году эта болезнь добралась и до элитного сектора гражданской авиации - магистральных пассажирских перевозок. На большегрузных пассажирских лайнерах летают самые-самые, в прямом смысле элита гражданской авиации.

9 июля 2006-го в Иркутске разбился «аэрбас» авиакомпании «Сибирь», погибло 200 человек. Чуть более месяца спустя, 22 августа, под Донецком на Украине падает Ту-154 Пулковских авиалиний. Гибнет 170 человек. По заключению МАК, в обеих катастрофах виноваты «ошибочные и бесконтрольные» действия экипажа.

- В Иркутске пилоты при посадке, вместо того чтобы выключить тягу левого двигателя, наоборот, включили ее на полную мощность, в итоге самолет на скорости почти 200 километров в час вылетел с полосы и загорелся, - говорит авиационный эксперт Андрей Синельников, принимавший участие в техническом расследовании авиакатастрофы. - Причем у них было достаточно времени, чтобы исправить ситуацию. В кабине «аэрбаса» предусмотрена специальная сигнализация, когда тяги двигателей несогласованны. Но экипаж попросту не знал об этом. Это говорит о том, что пилоты не были должным образом подготовлены к полетам на этом типе самолетов.

Андрей Синельников считает, что авиакомпания попросту сэкономила на этом.

- Когда предварительные выводы МАК были опубликованы, на нас началось дикое давление, вплоть до прямых угроз, - продолжает Андрей Владимирович. - Понимаете, что произошло. На тот момент «Сибирь» была второй авиакомпанией страны и одна из первых начала осваивать западные самолеты. Лайнеры они купили (или взяли в лизинг), а вот в профессиональную подготовку летчиков не стали вкладываться. А что это значит? Например, тот же авиатренажер, я подчеркиваю, не авиасимулятор, а полноценный тренажер любого «аэрбаса» или «боинга», может со стопроцентной точностью моделировать до несколько тысяч различных ситуаций поведения судна в воздухе в зависимости от типа. И командир воздушного судна обязан их не просто знать, а регулярно проигрывать, постоянно натаскивать свой экипаж. Ничего этого не было, неподготовленных людей посадили за штурвал и приказали: «Лети или иди куда-нибудь подальше». Я утрирую, конечно, но по большому счету за это нужно было бы немедленно отбирать лицензию у авиакомпании. Но вместо этого от нас, членов технической комиссии, начали требовать, чтобы мы признали, будто во всем виноват сбой компьютера двигателя. В итоге задним числом они все же изменили выводы комиссии, уголовное дело прекратили. А авиакомпанию спешно переименовали.

То же самое произошло и с Ту-154 (пилоты между собой называют его «сложным самолетом, готовым выкинуть в любой момент подлянку») Пулковских авиалиний. Командир вопреки требованиям решил не обойти грозовой фронт стороной, а перелететь над ним. Причем сделал это очень резко. В итоге лайнер свалился в плоский штопор. Уже потом выяснилось, что командир экипажа имел налет в качестве пилота всего... 74 часа. При том, что сегодня норма налета выпускника авиационного училища - 160 часов. А минимальная норма налета КВС современного пассажирского лайнера должна быть не менее 1500 часов.

2007 год обошелся без крупных катастроф, правда, как говорится, сигналы были. Но в следующем, 2008-м, на территории СНГ - сразу три авиакатастрофы (две в России), на этот раз с «боингами», которые тогда активно начали осваивать в России. И вновь грубые ошибки управления самолетом. Самое кошмарное происшествие случилось с самолетом «Боинг-737» авиакомпании «Аэрофлот-Норд». По выводам комиссии, при заходе на посадку в сложных условиях командир экипажа потерял пространственную ориентировку, самолет перевернулся через левое крыло и рухнул фактически на жилые кварталы.

- Произошло это потому, что экипаж элементарно не освоил все приборы, - рассказывает Андрей Синельников. - В этом самолете предусмотрена специальная индикация, а экипаж, который летал до этого только на Ту-134 и Аннушках, об этом ничего не знал. КВС просто не понял, что ему говорит электроника! Представляете? Авиакомпания - а это, имейте в виду, государственная авиакомпания, на сегодняшний день авиаперевозчик №1 в России - попросту не переобучила своих пилотов. Строят новые аэропорты, а выделить деньги на подготовку пилотов жмутся. И при этом никто даже не заикнулся об отзыве лицензии.

О том, что выводов не было сделано, свидетельствует тот факт, что с 2009 года число авиационных происшествий в России резко пошло вверх - с 6 в 2008-м до 25 в 2009-м и 27 в 2010-м. Нынешний год грозит стать рекордсменом.

А ЛЮДИ ГДЕ?

- Можно, конечно, сказать, что все это происходит не от хорошей жизни, - говорит мне Николай Рябов, заслуженный летчик-испытатель, отдавший большую часть жизни КБ им. Ильюшина. - Мол, компании сажают неподготовленных пилотов за штурвал из-за нехватки кадров. А я убежден, что это происходит из-за жадности и беспринципности людей, которым принадлежат сегодня авиакомпании.

Николай Ильич приводит в пример скандал 2009 года, когда неожиданно выяснилось, что авиакомпания «Сибирь» сдала в аренду 10 своих пилотов «Аэрофлоту».

- Это же не футболистов в аренду сдавать! Пусть себе играют за другой клуб, пока тебе не нужно. Но здесь ведь была официальная подработка, - возмущается заслуженный пилот. - То есть пилот отлетает 90 часов в своей компании, а потом в свободное время халтурит в другой. А что такое 90 часов полета в месяц? Человек выматывается до предела, ему бы отдохнуть, а он снова пашет.

Почему так происходит, непонятно. С 2006 года объем пассажирских перевозок в России увеличился почти вдвое - с 30 миллионов до 54 миллионов пассажиров в год. Дела, даже несмотря на кризис, идут неплохо. Более 80% пассажирских перевозок приходится на шесть крупнейших авиакомпаний страны. При этом ни одна авиакомпания не вкладывается в подготовку пилотов в отечественных вузах, предпочитая в лучшем случае переучивать пилотов в собственных центрах или за рубежом.

Я задал вопрос «Почему?» человеку из высшего менеджмента авиакомпании «Трансаэро». Ответ был в общем-то ожидаемый: «Нынешние российские вузы не обеспечивают подготовку пилотов нужной квалификации, училища готовят пилотов в лучшем случае для Тушек, Илов, Яков. А это вчерашний день. Нам нужны пилоты на «боинг» и «аэрбас».

- Это приговор отечественной авиации, чтобы ты понимал, - комментирует слова топ-менеджера летчик-испытатель Николай Рябов. - Те, кто рулит нашей гражданской авиацией, отлично понимают, что новых российских самолетов больше не будет. Поэтому наши летчики не нужны.

Парадокс: отечественный рынок авиаперевозок считается одним из самых выгодных и перспективных, а пилотов для него готовить перестали. У великой авиационной державы, которой, видимо, по инерции еще является Россия, сегодня только одно высшее летное училище - в Ульяновске. В советское время на его базе готовили 4 тысячи высококлассных пилотов в год для всех стран советского блока. В июне 2011-го здесь торжественно отмечали выпуск 86 пилотов для самолетов Ту и Як. Но подготовили их теоретически. Ни один из них не имел положенных 160 часов полета. У большинства не было налета вообще! Потому что очередь к штурвалу растянулась на несколько лет.

Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что у вуза отобрали лицензию на полеты из-за проблем с безопасностью. Два Ту-154, на которых училище возило вахтовиков (чтобы хоть как-то обеспечить летную практику курсантам), теперь в воздух не поднимутся. Слишком старые.

Я БЫ В ЛЕТЧИКИ ПОШЕЛ...

Кроме ульяновского вуза есть еще Сасовское среднеспециальное училище, выпускавшее в год 500 пилотов. Там в этом году выпустили всего нескольких пилотов для самолета Ан-2. Есть бугурусланское и краснокутское училища, выпуск примерно такой же. При этом в Ульяновске из 26 воздушных судов исправно менее половины, в Бугуруслане из 81 всего 9, в Краснокутском на ходу только 5.

- У нас отличный тренажерный зал, там есть тренажеры на все типы оте­чественных самолетов, но нет тренажеров «аэрбаса» и «боинга», - на условиях анонимности рассказал «Миру новостей» один из руководителей ульяновского института. - Чтобы учить пилотов для этих самолетов, надо получить соответствующую международную лицензию и выполнить ряд условий. А у нас просто нет денег на это. И никто нас, если честно, не собирается пускать на этот рынок.

Марат Хайруллин
"Мир новостей"

<<<   Назад

  Оцените статью :

Комментарии к статье
Ваше имя и возраст :
Текст комментария :
Правила комментирования

Введите код

05.10.2011 19:06      Прохожий
Производство - загибается, сельское хозяйство - загибается, авиация - загибается, морфлот - загибается, космонавтика - загибается, народ тоже потихоньку загибается, а скоро так и Россия загнется, при таких-то горе-правителях.
06.10.2011 04:23      Игорь 46
Слава МУДРОМУ путину энд компани!!! То что за два своих срока и один срок мелкого не РАСХЕРАЧИЛИ, ДОРАСХЕРАЧИТ за следующие 12 лет... Территория им нужна, территория! А эту плесень (население) надо выводить, как вшей! А может, они все ЗАСЛАНЦЫ, ну как в кино, из другой галактики?
06.10.2011 10:32      Александр, 31
Игорь 46. достаточно 15 млн чел. остальные - в утиль.
06.10.2011 14:09      Игорь 46 - Александру 31
Для 15 млн.чел. достаточно территории московского княжества. Не надо забывать о много численном соседе с востока. Свято место пусто не бывает, а пустых территорий и подавно..... А в наличии атомного щита, лично я, сильно сомневаюсь. Можа и его ужо прое..ли? Не зря на атомы киндер-сюрприз посадили?!
08.10.2011 20:09      Сергей 37 лет
Что вы все удивляетесь? Идет целенаправленное уничтожение России! Неужели не ясно?
09.10.2011 02:31      Владимир 40
Сами себя и уничтожаете. Кто вам мешает стать летчиками, агрономами, моряками или космонавтами? Человек или не может или не хочет. Конечно проще ругать правительство, чем поднять свою задницу, выучить английский, взять кредит и пройти летную подготовку где-нибудь в Испании и сделать своими руками так, чтобы самолеты не падали.
09.10.2011 09:25      виктор 62 г
комментарии возьмите себя в руки возьмите кредит езжайте в испанию выучитесь будете летчиком видимо пишет клиент палаты номер 6 нужно не себя в руки брать а за яйца ответственных за бардак
09.10.2011 12:10      Михаил, 31
> Сами себя и уничтожаете. Кто вам мешает стать летчиками, агрономами, моряками или космонавтами? Человек или не может или не хочет. Конечно проще ругать правительство, чем поднять свою задницу, выучить английский, взять кредит и пройти летную подготовку где-нибудь в Испании и сделать своими руками так, чтобы самолеты не падали. Чушь. Если я взял кредит и прошёл лётную подготовку в Испании, нафига мне потом в России летать? Когда тут 90 часов налёта в месяц не предел. В той же Испании и летать, да где угодно. Я получаю диплом международного образца по своей специальности, за свои деньги. Ну так ведь не для того, чтобы потом в России с ним работать. Это себя не оправдает. На моём месте останутся те, кто ленивее или безинициативней. Благо риски от этого меньше, чем в авиационной отрасли.
09.10.2011 13:01      Сергей 32
Вот я и прошел обучение в Англии. Заняло полтора года, вместо 4 в РФ. Стоило порядка $200000 - без кредита было не возможно. Но сразу получил квалификацию на 737, и налет приличный. Вернулся в РФ, и меня никто не мог принять на работу - мое обучение, оказывается, не соответствует совковым стандартам. А когда я понял, на чем прийдется летать, желание сразу отпало. В течение месяца сел в правое кресло в одном из самых крупных Европейских национальных перевозчиков. Ну и пошли они (двое) в задницу со своим совком - зарплата сейчас выше чем была бы через 10 лет налета на дерьме в РФ. Людей жалко.
09.10.2011 16:18      Прохожий - Владимиру 40
Кто ж мне даст на обучение кредит в 200 000 $, если у меня зарплата 14 000 р. и живу я в панельной хрущебе без капитального ремонта со дня строительства. Чтобы дом не развалился, его стянули металлическими полосами. За такую конуру много не дадут. И таких как я в России большинство. А чтобы "сделать своими руками так, чтобы самолеты не падали", для этого надо овладеть кучей специальностями: моториста, слесаря, электронщика и прочяя. Так что у нас в России надо либо летать, либо заниматься ремонтом старой рухляди.
     
Всего комментариев 10
 
  № 41 (928)
  • Медведев уступил кресло Путину из-за любви к Родине
  • Думская кампания вышла на финишную прямую
  • Цифры недели
  • Пост главы Минфина - нагревающаяся сковородка
  • Прощай, Калашников!
  • Что идет на смену «калашу» - военная тайна
  • Могли ли депутату Гудкову устроить «показательную порку»?
  • «Дочек» подвергли обыску
  • Сказано так сказано
  • Россия «подсела» на импорт еды
  • На Западе поддерживают фермеров, а не банкиров
  • США финансируют убийц собственных солдат
  • Родоначальник династии владельцев «БМВ» сотрудничал с нацистами
  • Нападение красно-коричневых
  • Новое поколение немцев выбирает «пиратов»
  • Китайский общепит предлагает посетителям «масло из канализации»
  • Человечество понемногу сходит с ума
  • Гадкий утенок превратился в Звезду
  • Первым делом самолеты, ну а летчики потом?
  • Мамы-законотворцы
  • Заполярье оставили без газа
  • Кофейный пейзаж
  • Целительный удар доктора Титова
  • О чем спорят читатели на сайте «Мира новостей»
  • ФизкультДыра
  • Фонд содействия самозахвату
  • Кому бесславье, а кому бессмертие
  • Веселуха для глаза и уха
  • Канал СТС к осени повзрослел?
  • Премьера на ТВЦ: болтовня вместо дискуссий
  • Кто скажет Гришаевой: «Нонна, не давай!»
  • «Прямой эфир» снял кривду об Игоре Талькове
  • Джордж Майкл: «Сексуальные скандалы меня не смущают»
  • «Мы работаем без лишнего шума»
  • Трезвость - ферма жизни
  • Как я был нелегалом
  • Крестный путь Якова Джугашвили
  • Похудеть или умереть?
  • Арбузная профилактика
  • Стимулируйте работоспособность
  • Массаж от кашля
  • Не играйте с мужем в дочки-матери
  • Читатели советуют
  • Леонид Куравлев: «Я сыграл трех воров, и всех их любит зритель»
  • Глория Гейнор:«Мы все такие нелепые, такие сумасшедшие»
  • Паук в овечьей шкуре
  • Автобус с фанатами «Зенита» обстреляли из пистолетов
  • Почему Радулов буянит в Уфе
  • По факту пропажи мужа было возбуждено два соседа.
  • Астрологический прогноз от Леры Апрель с 5 по 11 октября 2011 г.
  • 

    Главная | Издания | Мир садовода | Сад.Огород.Цветник | Фабрика загадок | Подписка | Рекламодателям | Вакансии | Контакты | Партнеры | Архив

    © Все права защищены. Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции. При использовании материалов в Интернете, ссылка на сайт http://mirnov.ru обязательна.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования