Сегодня 22 июля 2017 г., суббота, 07:52USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

К чему привела реформа образования

16 мая 2013
hits 1057
К чему привела реформа образования

О том, что с российской системой образования не все ладно, в последнее время не говорит только ленивый. Коррупция, падение качества образования, скандалы вокруг ЕГЭ... Истинный масштаб бедствия, пожалуй, могут оценить только специалисты. Их и пригласили на прошлой неделе в Общественную палату РФ. Предполагалось, что речь пойдет о том, как еще лучше готовить кадры для наноотрасли и других высокотехнологичных сфер. Однако разговор повернул совсем в другое русло.

«Нас очень тревожит ситуация в российском образовании, - директор образовательных программ ОАО «РОСНАНО» Елена Соболева обвела глазами зал. Собравшиеся потупились. Вероятно, они слышали это не в первый раз. - Кадры, которые вы нам поставляете, в инновационной экономике не могут работать по определению. У нас не хватает высококвалифицированных рабочих, могущих работать на станках с ЧПУ, разработчиков, исследователей, людей, занимающихся высокотехнологичным бизнесом...»

«Ну это проблема вузов...» - вполголоса протянул сидящий рядом со мной учитель, но Елена Соболева услышала: «Проблемы начинаются в школе. По данным PISA (Programme for International Student Assessment - Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся), функциональная грамотность наших школьников год от года ухудшается. В 2000 г. Россия занимала 25-е место, в 2003 г. - 32-е, в 2006 г. - 36-е, в 2009 г. - 41-е, уступив даже Турции и ОАЭ!» «Ну PISA, знаете, тоже не верх объективности!» - не сдавался мой сосед. - «А что тогда показатель?! ЕГЭ?!» В зале раздались смешки. «Из 25,5% ребят, решивших сдавать ЕГЭ по физике в прошлом году, то есть они были уверены, что ее знают, 5% сдать экзамен не сумели». Смех в зале как-то очень быстро утих. И то сказать, тут уже впору не веселиться, а плакать. «Первый семестр в вузах уходит на то, чтобы заново пройти школьную программу», - решила добить собравшихся Елена Соболева. Учителя пристыженно молчали.

«Впрочем, конечно, в сложившейся ситуации виновато все общество, - попыталась утешить их Елена Соболева. - Опросы фонда «Общественное мнение» показывают, что самыми популярными профессиями у нас по-прежнему остаются юристы, финансисты, банкиры... Об инженерах вспоминают только 7% опрошенных, между тем потребность в них по мере развития высокотехнологичного сектора будет только возрастать. Если мы хотим все-таки построить инновационную экономику, ситуацию надо менять, причем быстро».

А что, собственно, менять?

ПРОКЛЯТИЕ ЕГЭ

Главным камнем преткновения на пути России в светлое инновационное будущее, по единодушному мнению собравшихся, конечно же является ЕГЭ.

А ведь как хорошо все начиналось! Единый государственный экзамен был призван объективно оценивать знания выпускников, избавить их от лишней нервотрепки, когда приходилось сдавать сначала школьные экзамены, которые по факту были никому не нужны, а потом уже из последних сил поступать в вузы, ликвидировать взятки при поступлении, открыть талантливым ребятам из провинции двери в столичные вузы... Собственно говоря, с возложенными на него задачами ЕГЭ справился на 100%. Но вот парадокс - раздражение в обществе по отношению к ЕГЭ с течением времени не идет на спад, а только усиливается. Интересно почему?

«При всех несомненных достоинствах ЕГЭ он не способствует творчеству, развитию навыков самостоятельной работы учащихся», - вздыхает Мария Аристова, заместитель начальника Центра довузовской подготовки Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) МИФИ.

«Все еще хуже - в старших классах детей уже не учат, а тупо натаскивают на сдачу ЕГЭ», - вторит ей Любовь Духанина, директор частной школы «Наследник» и по совместительству заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Что само по себе странно, ведь предполагалось, что любой ребенок, который нормально учится в школе, сдать ЕГЭ сможет без проблем. Впрочем, разработчики ЕГЭ, пожелавшие остаться неизвестными, утверждают, что в первоначальном варианте предполагалось два варианта экзамена: общий (для всех) и профильный (для тех, кому данный предмет нужен для поступления в вуз). Потом об этом как-то забыли, а вот задания остались. «Мы-то сами знаем, что 50 баллов для ребенка из обычной средней школы, имеющего 2 часа физики в неделю, - это твердая 5, набрать 75-80 баллов без дополнительной подготовки может только выпускник спецшколы с 5-6 часами физики в неделю». - «Так почему же вы это не объявите во всеуслышание?» - изумляюсь я. - «Боимся, что, если скажем, общественность нас побьет».

Педагогическая общественность, с которой начальники всех уровней трясут эти 75-80 баллов, действительно к этому близка. Впрочем, скажем честно, педагоги знали, на что шли.

«То, что ЕГЭ не способствует поиску и отбору талантов, было ясно изначально, - признается Любовь Духанина. - Но когда мы принимали этот закон, то думали, что нивелировать эти недостатки смогут олимпиады. К сожалению, этого не произошло».

КАК УБИТЬ ОЛИМПИАДУ

Список претензий к предметным олимпиадам у российских учителей разве что чуть меньше, чем к ЕГЭ.

«Как только с помощью олимпиады стало можно поступить на бюджетное место в вуз, из олимпиадного движения напрочь исчезли открытость, добрая состязательность, править бал в нем начала коррупция», - признается Любовь Духанина. Нет, ну, честное слово, нельзя же быть такими наивными! Так и хочется спросить: а вы чего ждали?! Если на вступительных экзаменах в вузы преподавательский состав брать взятки теперь не может, должен же он хоть где-то их получать?!

Сами представители олимпиадного движения этот скользкий вопрос, впрочем, аккуратно обошли, предпочтя сосредоточиться на содержательной части. «Я лично целиком и полностью согласен с критиками олимпиад, что не все умные и талантливые дети умеют быстро решать задачи, - прямо так взял и заявил заместитель декана факультета наук о материалах МГУ, член-корреспондент РАН Евгений Гудилин, создавший интернет-олимпиаду по нанотехнологиям. - Научные задачи вообще очень сильно отличаются от олимпиадных. И да, вы правы - экспериментальная часть у нас пока что хромает. Но ведь в олимпиаде главное не победа, главное - участие, - внезапно вспомнил он основополагающий принцип древнегреческих олимпиад. - До вершины доходят десятки, а участвуют в олимпиадах десятки тысяч. Смешно было бы думать, что все они надеются с помощью олимпиад поступить в вузы. А вот то, что ребята с высоким IQ получают возможность общаться с себе подобными, никто отрицать не может. Именно в этом и состоит главная задача олимпиад».

Вопрос о выявлении умных и талантливых с помощью олимпиад при подобной постановке вопроса об их статусе явно повис в воздухе.

ПО СЛЕДАМ СПЕЦШКОЛ

Впрочем, как стало ясно из обсуждения в кулуарах, на то, что будущие Стивы Джобсы и Биллы Гейтсы водятся в обычных российских школах, работающие в них учителя особо не рассчитывают. «Ну посудите сами, - убеждала меня во время кофе-брейка учительница в летах. - Какой нормальный человек отдаст своего ребенка в школу на районе, где наркоманы, гастарбайтеры, приезжие, черт знает кто?» На этих словах я подавилась печенькой, вспомнив об отсутствии у себя московской регистрации. Добрая учительница похлопала меня по спине и продолжала развивать свою мысль: «Ну что мы по большому счету можем? Все ведь идет от семьи. Хорошие родители на пупе извернутся, но пристроят ребенка в нормальную школу - английскую, физико-математическую...» Иными словами, в ту, которая в советские времена носила гордую приставку «спец».

«А вы как кандидат психологических наук уверены, что отбор талантливых ребят в отдельные спецшколы оправдан?» - приставала я к директору Дома научно-технического творчества молодежи, почетному работнику общего образования РФ Александру Леонтовичу. (Кому еще знать ответ на этот вопрос, как не человеку, который всю жизнь работает с креативной молодежью.) «Ну это смотря какой талант. Если социальный, то для его реализации необходим слой людей, которыми можно управлять. Но большинству-то надо совсем другое - адекватную среду, где ценится интеллектуальный труд, художественное и научное творчество. У взрослых людей со всем этим в нашей стране проблемы, так давайте создадим такую среду хотя бы для детей!..»

Елена Журавлева
"Мир новостей"


Просмотров: 1057
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Дезертиры трудового фронта


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.