Сегодня 22 июля 2017 г., суббота, 19:49USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

Половая жизнь мозга

16 мая 2013
hits 794
Половая жизнь мозга

УЧЕНЫЕ РАЗВЕНЧАЛИ МИФЫ О МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ЛОГИКЕ

23 сентября в Москве начинается первый российский фестиваль актуального научного кино «360 градусов». Накануне этого события в клубе «Цвет ночи» прошел закрытый показ одного из фестивальных фильмов «Какого пола мой мозг?», снятого известным французским ученым и режиссером Лор Донсаль. По ходу обсуждения ведущие мировые нейробиологи, физиологи, психологи, социологи и антропологи старались найти ответ на вопрос: действительно ли мышление мужчин и женщин различается столь сильно, как принято думать?

МИФ ПЕРВЫЙ. ГЕНЫ

Сегодня любой школьник знает, что у женщин и мужчин - разный набор хромосом, ХХ и ХY соответственно. Y-хромосома - маленькая и содержит незначительное число генов, большая часть из которых отвечает за производство спермы, три контролируют синтез белка, один определяет пол ребенка, а еще один каким-то образом связан с деятельностью мозга.

Казалось бы, вот оно - наглядное доказательство существования сугубо мужской логики, у прекрасной же половины человечества данного гена нет. Но не все так просто! «За работу головного мозга отвечают порядка 6 тысяч (!) генов, которые проявляются преимущественно в эмбриональный период, когда, собственно, и формируется головной мозг», - поясняет французский нейробиолог Катрин Видаль.

«Если рассматривать препараты мозга, не зная, кому они принадлежат, то вы никогда не догадаетесь, мужской это мозг или женский, - вторит ее коллега Даниэль Жезир. - Более того, сегодня уже можно считать установленным факт, что мозг, как и лицо, индивидуален для каждого человека. А значит, между мозгом конкретного мужчины и конкретной женщины может быть больше сходства, чем между мозгами мужчин и женщин как таковых».

МИФ ВТОРОЙ. ЗОНЫ МОЗГА

Конечно, можно предположить, что хотя мозги мужчин и женщин и устроены одинаково, но работают по-разному, поскольку в них активны различные зоны. Но не тут-то было! «С появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) мы выяснили, что над любой задачей работает несколько мозговых центров, - рассказывает Катрин Видаль. - Это вполне закономерно с точки зрения эволюции. Если один из участков головного мозга будет поврежден, его функции легко возьмут

на себя остальные. В конце 1990-х - начале 2000-х появилось несколько интересных медицинских работ на эту тему. Весьма показателен случай с человеком, перенесшим инсульт, локализованный в правом полушарии. Соответственно у него наблюдался частичный паралич левой руки. Однако через три месяца интенсивной терапии ее функции были полностью восстановлены. МРТ показала небывалую активность левого полушария, которое взяло на себя функцию пораженного правого.

Следующая работа касалась хирургической методики борьбы с эпилепсией, разработанной в США. При крайней форме этой болезни человек каждые 10 минут страдает от жестоких судорог. Единственный способ помочь ему - удалить полушарие, в котором имеются очаги поражения. И что же? Оказалось, что оставшееся полушарие полностью замещает отсутствующее. Пациенты, а их на сегодняшний момент уже более 100, выходят из больницы абсолютно здоровыми людьми, поступают в университеты, заводят семьи. Никаких отличий в активности тех или иных зон мозга между мужчинами и женщинами между тем не наблюдается».

МИФ ТРЕТИЙ. ГОРМОНЫ

Но, может быть, все дело в том, что на мозг опосредованно действует гормональный фон, который у мужчин и женщин, ясное дело, разный? У сильного пола тон задает гормон тестостерон, у слабого - эстроген. Но и здесь все не так однозначно.

«Проводимые нами эксперименты доказали, что сексуальное поведение как птиц, так и млекопитающих определяется третьим гормоном - эстрадиолом, который присутствует как в организме мужчин, так и в организме женщин», - делится своим открытием Жак Бальтазар из Университета Льежа (Бельгия).

«Исследования последних лет убедительно доказывают, что у гомосексуалистов нет никакого избытка эстрогена, а у сексуальных маньяков - тестостерона», - добавляет Катрин Видаль. Так что, по сути, человек - единственное животное, чье поведение не определяется гормонами. Весь вопрос - почему?

«Ответ надо искать от противного. Единственная структура, которая есть у человека, но нет у животных, - кора головного мозга, которая развилась настолько, что возникли складки, чтобы мозг мог поместиться в черепную коробку. Если бы можно было его достать и распрямить, то при толщине 3 мм площадь поверхности коры головного мозга составила бы 2 кв. километра, что в 10 раз больше, чем у обезьяны. Я думаю, что именно развитая кора головного мозга позволила человеку освободиться от диктата гормонов. Единственное, на что биологически запрограммировано человеческое существо, - это способность учиться, постоянно узнавать новое, удовлетворять собственное любопытство за счет все новых и новых знаний. А качество это в одинаковой степени присуще как мужчинам, так и женщинам», - считает Катрин Видаль.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. СПОСОБНОСТИ К НАУКАМ

Испокон веков считалось, что женщины в силу своей эмоциональности и болтливости более склонны к языкам, мужчины же - к технике и точным наукам. Стереотипы эти чрезвычайно распространены.

«Даже в младших классах девочки утверждают, что им больше нравятся языки, история, литература, мальчики же - что математика. Между тем результаты тестов говорят об обратном - на протяжении всей средней школы девочки успевают по математике и физике гораздо лучше мальчиков», - рассказывает французский педагог Вероника Словац.

Ее мнение прекрасно подтверждает широкомасштабный скрининг успеваемости школьников, регулярно проводящийся в США. «В 1990 году обследование 10 миллионов американских школьников показало, что девушки успевают в точных науках гораздо хуже, чем юноши. Аналогичное обследование 7 миллионов старшеклассников, проведенное в 2008 году, никаких различий в успеваемости уже не зафиксировало. Другой пример: история знает множество женщин-ученых, достаточно вспомнить Софью Ковалевскую или Марию Складовскую-Кюри. Но вот ведь интересная закономерность - все они имели или мужей-ученых, вместе с которыми и занимались наукой, или отцов и братьев, позволявших им учиться. Так что успехи в математике скорее зависят от равноправия между полами в государстве, чем от врожденных способностей», - делает неожиданный вывод Катрин Видаль. Да и существует ли эта врожденная предрасположенность или речь идет о чистой воды гендерных стереотипах?

МИФ ПЯТЫЙ. ПОВЕДЕНИЕ

Но откуда берутся все эти представления о мужских и женских делах, поведении и логике? Может быть, они заложены в нас от природы? Ведь даже самые маленькие девочки предпочитают играть в куклы, а мальчики - в машинки.

Чтобы разобраться с этим вопросом, американский психолог Ким Уоллен раздал человеческие игрушки детенышам обезьян. И что же? Маленькие шимпанзе-мальчики тут же схватили пластиковые машинки, кубики и прочие прибамбасы, шимпанзе же девочки начали с энтузиазмом нянчить плюшевое зверье. Казалось бы, вот оно - искомое доказательство. Но многие ученые воспринимают этот эксперимент со значительной долей скептицизма именно в силу того, что шимпанзе - существа высокоинтеллектуальные, а значит, могут быть в плену тех же стереотипов, что и люди.

«Исследование препаратов коры головного мозга детей в возрасте 1,5, 3, 12 и 24 месяцев показывает, что количество нейронов в их мозге постоянно, зато значительно увеличивается количество их ответвлений и, соответственно, связей между ними. 90% синапсов возникают уже после рождения, что говорит об одном - мозг формирует себя сам, в зависимости от жизненного опыта и окружающей среды. Причем процесс этот идет постоянно, на протяжении всей жизни человека. Показателен в этой связи пример лондонских таксистов, у которых отмечается утолщение коры головного мозга в зонах, ответственных за ориентацию в пространстве. При этом чем больше трудовой стаж человека, тем более развиты именно эти зоны мозга. Еще более удивительно, что этот процесс можно повернуть вспять. В ходе эксперимента студентов обучали жонглированию тремя мячами, что довольно сложно. Спустя три месяца у всех у них отмечалось утолщение зон мозга, контролирующих движение и зрение. Однако после того, как занятия по жонглированию прекратились, все сошло на нет, - рассказывает Катрин Видаль. - Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда в семье появляется ребенок. Сразу после рождения мальчиков и девочек одевают в одежду разных цветов, дают им разные игрушки, их комнаты выкрашены в разные цвета. В дальнейшем эти различия в воспитании еще больше усиливаются. Мальчики больше времени проводят на улице, намного больше общаются со сверстниками, играют в коллективные игры, к примеру в футбол (совершенно замечательная игра для развития способностей к ориентации в пространстве). Соответственно девочки больше времени проводят дома, общаясь со взрослыми, что конечно же способствует их речевому развитию. Так что все эти гендерные стереотипы определяются не столько биологией, сколько культурой. Мозг мужчин и женщин необычайно пластичен и может адекватно отреагировать на любые внешние раздражители. Разумеется, какие-то биологические различия между мозгом мужчины и мозгом женщины есть, но они настолько ничтожны, что не стоит вообще принимать их в расчет».

Елена Журавлева
"Мир новостей"


Просмотров: 794
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Осторожно, людоеды!


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.