Сегодня 25 июля 2017 г., вторник, 02:03USD 59.65 0.7247EUR 69.47 +0.8085
Статьи газеты «Мир новостей»

Культурное наследие - это инвестиции в будущее

16 мая 2013
hits 1353
Культурное наследие - это инвестиции в будущее

Бессменный директор Государственного Эрмитажа, а по совместительству председатель Союза музеев России, действительный член Академии художеств и член-корреспондент РАН Михаил Пиотровский давно стал легендой. Ему удалось не только сохранить Эрмитаж в годы, которые сейчас принято называть “лихими 90-ми”, но и превратить его в один из ведущих музеев мира. С ним мы говорим на тему, какое будущее ждет музеи в XXI веке. Должны ли они изменяться, чтобы соответствовать требованиям времени? И что, собственно, общество ждет от музеев?

- Михаил Борисович, каким, по вашему мнению, должен быть музей завтрашнего дня?

- Мы в Эрмитаже весьма серьезно занимаемся этой проблемой и уже успели опубликовать ряд работ, в которых пытаемся найти ответ на вопрос: что же собой представляет современный музей? С моей точки зрения, он однозначно должен стать более открытым городу и миру, более активным в продвижении искусства. Нас, к примеру, не устраивало засилье рекламы на улицах Санкт-Петербурга, и мы выступили с инициативой украшать фасады домов не рекламными щитами, а репродукциями картин. Идея, как вы видите, прижилась.

- Какое место в вашей концепции отводится современным технологиям?

- Не ошибусь, если скажу, что Эрмитаж на сегодняшний день - один из самых динамично развивающихся музеев мира. Мы открыты всему новому, с удовольствием перенимаем методы и приемы, которые считаем интересными. Но это абсолютно не означает, что современный музей должен быть насыщен какими-то безумными технологиями. Все, что нужно для работы, у нас есть. Эрмитаж на сегодняшний день оснащен не хуже, чем любой другой музей мира. Но главная цель музея, с моей точки зрения, - сохранять подлинные вещи, а не уходить в виртуальность. Мы на собственном опыте убедились, что найти деньги на то, чтобы освоить какую-то новую технологию, соорудить интерактивную игру, не трудно. Содержать это абсолютно невозможно - вот в чем проблема. На Западе несколько наших братских музеев, оснащенных по последнему слову техники, оказались в очень сложном положении. Все эти чудеса техники безумно дороги (одно электричество чего стоит), постоянно ломаются (приходится содержать большой штат высококвалифицированных специалистов для их обслуживания) и быстро выходят из моды (ни один ребенок сейчас не сядет играть в игру, в которую играл три года назад). Старые вещи в этом смысле гораздо более выигрышны - они не устаревают.

- Высокие технологии нужны и для того, чтобы сделать пребывание людей в музее максимально комфортным?

- Это вопрос приоритетов. Яркое освещение и кондиционеры нужны посетителям, а не экспонатам, они от них портятся. Опыт этого лета показал, что даже сумасшедшая жара для них не страшна, поскольку стабильна, а вот перепады температур и освещенности весьма разрушительны. Нашей публике надо наконец понять, что посещение музея - это труд достаточно тяжелый и в эмоциональном плане, и в физическом.

- Концепция весьма оригинальная, учитывая, что ваши западные коллеги делают упор на развлечения.

- Мы на многое имеем свою точку зрения. У нас, к примеру, в корне различаются представления о том, как должна осуществляться реставрация. Обратите внимание, что картины в западных музеях сияют, как глянцевые обложки, в наших же сохраняют благородный темный цвет. Все от того, что на Западе в один прекрасный момент возобладала идея, что надо убрать с картин старые, потемневшие лаки и нанести вместо них новые, синтетические. В результате ходишь по музеям, где висят картины XIV-XV веков, и не можешь отделаться от ощущения новодела. А наши реставраторы бережно утончают слой лака, в результате картина сохраняет свою подлинность, наработанную на протяжении веков.

- А вы уверены, что молодежь с вашей концепцией согласится и пойдет трудиться в музей?

- Я не понимаю, почему все делают упор на молодежь! Это всего лишь одна, причем не самая большая, часть населения. Мы стараемся работать со всеми возрастными группами. Но это деление также весьма условно. Все люди разные, и молодежь не исключение. Мы на самом деле весьма интенсивно работаем с молодежью. У нас есть студенческий клуб, в который приходят интересные современные художники, неформально общаются. Интернет, конечно, важен, поскольку молодые люди сейчас не читают газет и не смотрят телевидения. У меня специальная бумажка лежит на столе, чтобы не забыть напомнить нашим спецам внести изменения на сайт. Каждое утро этим занимаюсь. Молодежь высокими технологиями не удивишь, а вот на необычные, нестандартные вещи она очень хорошо откликается. Мы, к примеру, к юбилею Санкт-Петербурга сделали всем жителям подарок - сутки посещения музея бесплатно. Пришло очень много людей, главным образом молодых. Всех желающих мы даже пустить не смогли, дворец, к сожалению, не резиновый, может вместить ограниченное количество людей. Точно так же и знаменитый французско-германский проект “Ночь музеев”, в котором мы участвуем отдельными частями Эрмитажа, он тоже безумно популярен у молодых.

На месте не стоим. Буквально на днях у нас открывается новый интересный проект: Неделя Центра Помпиду. Я считаю, что концепция, преобладавшая в ХХ веке - картины в белом зале, - себя исчерпала. Мы возвращаемся к старому эрмитажному принципу: много картин в красивых залах. Интересно будет поэкспериментировать с введением различных современных вещей в классическое музейное пространство. Также у нас будут безумно интересные инсталляции - картины в решетках, которые будут иногда из них вынимать, обсуждать. Тем самым мы возвращаемся к изначальной идее Центра Помпиду - открытое фондохранилище, в которое люди могут прийти и посмотреть экспонаты. У нас, кстати, тоже такое есть, в новом здании в Старой Деревне. Не обойдется и без танцевальных перформаций, которые будут ставить французские хореографы, что поможет передать живой дух Центра Помпиду, - этой сказки ХХ века.

- Недавняя выставка современного японского художника Такаши Мураками, проходившая в Версале, вызвала весьма неоднозначную реакцию. Не боитесь, что классическая эрмитажная публика подвергнет вас остракизму?

- Никакого скандала во Франции не было! Да и с чего бы это? Они многих современных художников выставляют и в Версале, и в Лувре. Смотрится прекрасно! У нас в Эрмитаже в античных залах стоит скульптура Луиза Буржуа. Не буду отрицать, очень многие ругаются, хотя она и находится в зале современных вещей, перекликающихся с античностью. Но это абсолютно нормально, искусство и должно побуждать людей к диалогу. Вы приходите в музей, смотрите на этом этаже Рембрандта, а на третьем - Матисса, в одном зале - западноевропейское искусство, а в другом - искусство Японии и Китая, сравниваете, делаете какие-то выводы для себя. Музей - это пространство диалога. Где ему еще и учиться, как не у нас?

- Ваш диалог с современной поп-культурой, представители которой устраивают концерты у стен Эрмитажа, пока что не увенчался успехом. Музыка с зашкаливающими децибелами, от которой разрушаются экспонаты и ходят ходуном стены Эрмитажа, продолжает звучать?

- Мне бы не хотелось, чтобы все сводилось только к защите экспонатов, хотя происходящее им явно не на пользу. Проблема шире. Необходимо понять, что допустимо в имперском Санкт-Петербурге, а что нет. Мы вовсе не выступаем за полную отмену концертов на Дворцовой площади, пусть они будут, но в рамках приличия. Здания вокруг Дворцовой площади принадлежат нам и военным, логично было бы предположить, что мы с ними и должны определять, что на ней допустимо, а что нет. Но ведь на эту площадь лезут все кому не лень. То какая-то косметическая фирма себя рекламирует, то каток устраивают. Нужно наконец принять соответствующий регламент.

- Говоря о допустимости тех или иных вещей в Санкт-Петербурге, нельзя не вспомнить историю с Охта-центром. Общественность протестует, ЮНЕСКО грозится лишить город на Неве статуса культурного наследия, а газоскреб продолжают возводить...

- Башня Газпрома - очень хороший символ того, как у нас в стране относятся к культурному наследию. Никто не спорит, что город живет, ему надо развиваться. Вот только, что мешало построить этот небоскреб на пару километров дальше, дать импульс для развития окраин? Но ведь это не так интересно, как влезть в исторический центр, исказив знаменитую Невскую перспективу! Всем хочется получить быстрые деньги, сделать дешевле, скорее. Культурное же наследие - это инвестиции в будущее. Кому это интересно?

- Государство, которое обязано печься о культуре, не справляется со своими обязанностями?

- Справляется из рук вон плохо, так как у него есть идея скинуть все это со своих плеч. Создание автономных учреждений, бездумная передача церкви имущества - звенья одной цепи. Но ведь эта политика в корне неверна - только у государства есть возможность сохранять культурное наследие целиком, строить фондохранилища, реставрировать дворцы!

- Меценатам это неинтересно?

- Меценаты и так уже взяли на себя многие функции государства. Та же компания “Кока-Кола” оснастила от начала и до конца Лабораторию научной реставрации темперной живописи, закупила мультимедийное оборудование и компьютерные классы, финансирует образовательные программы для школьников и детей с задержкой психического развития, помогла нам реконструировать Большой парадный двор и здание Главного штаба, поспособствовала тому, что в Эрмитаже открылась целая серия интересных выставок, сейчас проводит конкурс для молодых реставраторов... Это уже не благотворительность, а полноценное сотрудничество! И таких меценатов в стране и за рубежом предостаточно - у нас создан Клуб друзей Эрмитажа, который помогает решать целый ряд насущных проблем. Я, может быть, нестандартный директор музея, но не вижу в этом ничего плохого или унизительного для Эрмитажа. Это миф, что благотворители помогают слабым. Помощь оказывают сильным, которые сами умеют зарабатывать, а значит, и подаренные деньги потратят с умом. Но мне бы все-таки хотелось, чтобы и наше государство наконец вспомнило, что сохранение культурного наследия - его прямая обязанность, так же как и забота об обороноспособности и безопасности страны!

Елена Журавлева


Просмотров: 1353
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.