Сегодня 28 июля 2017 г., пятница, 18:30USD 59.54 0.1334EUR 69.67 0.0373
Статьи газеты «Мир новостей»

Бактерии из вечной мерзлоты

16 мая 2013
Бактерии из вечной мерзлоты

ЭЛИКСИР МОЛОДОСТИ ИЛИ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ?

Столетиями ученые пытаются раскрыть секрет вечной молодости и долгой жизни. Но даже сами врачи и диетологи признают: что ты ни делай, какие эликсиры ни пей и полезные продукты ни ешь, наш жизненный максимум предопределен генами. В ДНК точнее, чем в расписании поездов, прописано, когда намечена конечная остановка. Однако недавно российские ученые открыли единственные на Земле организмы, обладающие ДНК с неограниченным сроком годности. Такое открытие, по словам генетиков, позволит выявить механизм защиты ДНК от повреждений и обмануть природу, позволив человеку в 1,5 раза увеличить отмеренный срок жизни.

В ходе работы с пробами мерзлоты Мамонтовой горы в Центральной Якутии ученые обнаружили необычные древние микроорганизмы. По заявлению специалистов Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН, несколько разновидностей найденных микроорганизмов увеличивают срок жизни всего, куда бы ни попали.

Оказалось, что палеобактерии, выделенные из многолетних мерзлых пород, способствуют быстрому заживлению ран, повышают иммунитет и адаптацию организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Сенсационным бактериям даже дали два названия - Bacillus F и «бактерия Брушкова», по имени известного криолога Анатолия Брушкова, который считается первооткрывателем микроорганизмов.

Биологическую активность выделенной культуры авторы исследования испытали на мушках дрозофилах. В ходе эксперимента у мушек увеличилась продолжительность жизни, но при этом падала плодовитость, так как, по мнению ученых, все резервы организма направлялись на поддержание своей жизнеспособности, а на воспроизведение сил уже не оставалось. На основании результатов ученые сделали вывод, что бактериальная культура обладает геропротекторными свойствами, то есть способна замедлять старение. Испытания на мышах также оправдали ожидания ученых. Эксперимент показал, что привитые грызуны отличались от своих сородичей более длительным интервалом жизни и повышенным здоровьем.

Введение бактерий в организм молодых мышей способствует улучшению их физического состояния, активации деятельности правого полушария головного мозга, повышению устойчивости иммунной системы и скорости обмена веществ на 20-30%. А взрослым животным палеобактерии позволяют сохранять высокую двигательную активность, мышечный тонус и быструю реакцию. Кроме того, средняя продолжительность жизни мышей увеличивается на 9,19%. При этом немаловажно, что уровень токсичности палеобактерий даже ниже, чем у полезных бактерий-пробиотиков в йогурте. Да и побочных эффектов выявлено не было. «Уже подтверждено, что инъекции Bacillus F благоприятно повлияли на некоторые показатели качества бытия у престарелых животных. В первую очередь это касается иммунитета и скорости его активации», - заявили ученые.
Доктор геолого- минералогических наук А. В. Брушков

Но на этом интерес к палео­бактериям не заканчивается. По словам исследователей, бактерии представляют собой уникальный пример организма с нелимитированным «сроком годности». Возраст находок колеблется от 30-40 тыс. до 3,5 млн лет, и при этом они остаются жизнеспособными. По словам председателя президиума ТюмНЦ СО РАН академика Владимира Мельникова, раньше считалось, что ДНК не может прожить больше 100 тыс. лет даже в состоянии заморозки. Но исследование палеобактерий возрастом в несколько миллионов лет в лабораториях Швеции, Австрии, Норвегии и Украины опровергло это убеждение. ДНК может сохраняться даже спустя миллионы лет. А значит, в природе существуют пока не известные науке механизмы сохранения или восстановления ДНК. В связи с этим ученые планируют использовать палеобактерии из вечной мерзлоты для создания препарата, увеличивающего на генетическом уровне продолжительность жизни человека. Ведь эксперименты с теми же грызунами показали, что их жизнь существенно продлевается: если средняя продолжительность жизни мышей - 589 дней, то после введения «бактерии долголетия» она увеличилась до 897 дней, то есть в 1,5 раза. Нехитрая арифметика показывает, что если перевести мышиный возраст на человеческий, то люди при такой же реакции на введение палеобактерий смогут жить на 35-40 лет дольше.

«НЕ НАДО ВЫПУСКАТЬ ДЖИННА ИЗ БУТЫЛКИ»

Между тем опрошенные «МН» эксперты не уверены в том, что бактерии так уж безопасны для человека и в скором времени смогут стать панацеей от старения.

Михаил Якушин, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Научно-клинического центра геронтологии:

- Мы постоянно сталкиваемся с подобными открытиями. Попыток выделить эликсир бессмертия из бактерий множество, однако ни одна из них пока не окончилась созданием препарата против старения. В данном случае могу сказать, что жизнеспособность бактерий, найденных в мерзлоте, абсолютно не говорит об их чудодейственном ДНК. Во-первых, эти организмы находятся в анабиозе, а это не показатель их бессмертия. Разморозятся - и погибнут. Во-вторых, миллионы лет назад условия жизни были другими, а у нас они просто погибнут. Но это, на мой взгляд, к лучшему. Ведь всегда существует вероятность, что древние организмы являются переносчиками таких вирусов, по сравнению с которыми СПИД покажется легкой простудой. И в поисках средства для продления молодости человечество обречет себя на гибель от неизвестных болезней, справиться с которыми мы не сможем. Поэтому лучше не выпускать джинна из бутылки.

Наталья Жилина, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник реликтовых микробных сообществ Института микробиологии РАН:
Bacillus F Бактерии Брушкова

- Жизнеспособность бактерий - это одно, а их способность продлевать жизнь - совсем другое. Жизнеспособность ДНК палеобактерий абсолютно не означает, что можно вычленить какой-то ген и сделать на его основе средство вечной молодости. Кроме того, проблема состоит еще и в том, чтобы выделить эти микроорганизмы из глубинных пород, тщательно их отфильтровать от примесей. Иначе из-за примеси других ДНК можно получить сырье, которое будет обладать не омолаживающим эффектом, а совершенно другими характеристиками.

Галина Рыжак, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе и новым технологиям Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии РАМН:

- Вещества, замедляющие процессы старения, синтезировать можно из чего угодно - из бактерий, тканей молодых животных, фруктов, однако все, что связано с вмешательством в ДНК, делать нельзя. Сегодня ученые крайне настороженно относятся ко всему, что связано с генетическими изменениями. Конечно, генетика является одним из факторов старения, но не самым главным. А вот попытка изменить ДНК чревата мутациями, вплоть до возникновения ранее не существовавших болезней и преждевременной смертью. Гораздо эффективнее использовать геропротекторы, которые всем известны, это витамины и антиоксиданты. Оливковое масло, горький шоколад, виноград, цитрусовые - все эти продукты защищают клетки от свободных радикалов, а значит, тормозят процессы старения. Кроме того, мы подсчитали, что у каждого из нас есть резервный запас активных лет, равный примерно 30% от средней продолжительности жизни. И человек в состоянии этот резерв использовать и продлить свою жизнь на 20 и более лет с помощью нехитрых правил. Во-первых, это соблюдение режима сна-бодрствования. Необходимо спать ночью и в темноте. Только с 00 до 03 часов ночи и при условии полного затемнения помещения у спящего человека происходит выработка гормона мелатонина, который запускает процессы регенерации и обеспечивает правильную работу всей эндокринной системы. Без его выработки организм не восстанавливается и человек стремительно стареет. Во-вторых, это правильное питание. Главное - не переедать вечером. Это основные правила. Доказано, что продолжительность жизни увеличивается на 30%, если снизить калорийность питания. И никаких палеобактерий не надо. Кроме того, рацион должен соответствовать нашим пищевым привычкам, выработанным веками. Не креветки с авокадо для нас полезны, а картошка с капустой, ягоды, грибы, мясо и молочные продукты. И, в-третьих, двигательная активность. В фитнес ходить необязательно. Достаточно гулять на свежем воздухе. Соблюдая эти рекомендации, можно продлить активную жизнь лет на 20. А препараты на основе палеобактерий, если они и имеют под собой какую-то основу, - дело науки на следующие десятилетия. Поэтому лучше не ждать чудо-таблеток, а продлевать себе жизнь собственными силами.

Материал подготовила Екатерина Люльчак