Сегодня 24 июля 2017 г., понедельник, 13:42USD 59.65 0.7247EUR 69.47 +0.8085
Статьи газеты «Мир новостей»

Бегом от цивилизации

16 мая 2013
hits 895
Бегом от цивилизации

Сначала в США и Европе, а теперь и у нас уставшие от городской суеты, вечного цейтнота и корпоративной этики молодые перспективные карьеристы в один момент оставляют престижную работу и уезжают из страны. Мечту школьной юности - порвать дневник и сбежать с друзьями на море - взрослые дяди и тети осуществляют под сорок лет, увольняясь с работы и уезжая на другой конец света в тропическую тьмутаракань. Эдакий отсроченный лет на двадцать праздник непослушания. Но что может привлечь успешных менеджеров, музыкантов и ученых в заброшенных деревнях белорусской глуши - понять трудно. По крайней мере, пока сам не побываешь в поселениях «беглецов».

РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ

Честно говоря, отправляясь в такие хутора близ Минска, ожидала увидеть лесных отшельников, предавших анафеме любые блага цивилизации и живущих как дети природы. Товарищ, вызвавшийся провожать меня в «логово лесных хиппи», готовил к самому худшему: «Вот сейчас мы приедем, а они там голые по полям скачут и кикиморе поклоняются. Но ладно, бегаем быстро, кричим громко - выкрутимся».

Но «Росы» оказался обычным поселком с ладненькими чистыми домами, приличным автопарком.

Так как приехали мы в качестве гостей, которые якобы подумывают о переселении в белорусскую глубинку на ПМЖ, один из местных старожилов вызвался показать нам поселок:

- Из Москвы, что ли? Ну да, все больше россиян интересуются, как к нам перебраться можно. Раньше в основном из Минска приезжали, а теперь на уровень СНГ выходим.

Как рассказал Алексей, первые робинзоны в поисках покоя стали переезжать в села в начале 2000-х.

- У нас в поселке все с высшим образованием и учеными степенями. Но я не могу сказать, что мы дауншифтеры (люди, отказывающиеся от карьеры в пользу жизни для своей семьи). Многие работу свою не бросают, особенно люди творческих профессий - музыканты, художники. Просто живут в деревне, а работают в городе или переходят на удаленное сотрудничество. Но если кто и увольняется, то здесь работы ему выше крыши.

Да и ниже крыши тоже. Белорусский дауншифтинг отличается тем, что из теплой квартиры переезжаешь в тяжелые полевые условия. Чай, не Гоа с Филиппинами. Дома, как правило, новоиспеченные селяне не снимают, а строят. Если есть квартира в городе, то все средства от ее сдачи уходят на обустройство деревенского быта. При этом народ предпочитает обихаживать свои участки самостоятельно: без помощи наемных рабочих строят дом, разбивают сад-огород. Максимум - на подхвате соседи. Это как своеобразное посвящение: построй дом, посади дерево, роди сына. Отношение совсем другое. Может, поэтому свои участки дауншифтеры именуют родовыми поместьями.

- Мы строим дома, в которых будут жить и наши дети, и наши внуки. Возвращение на землю вернуло нас к истокам, когда под одной крышей жила вся семья с бабушками-дедушками, внуками-правнуками, - мечтательно рассказывает жительница родового поместья под Витебском Алена.

МЕЧТА КАРЛА МАРКСА

Слушая планы Алены о расширении хозяйства, в уме я прикидывала затраты на возведение такого родового поместья. Даже с учетом невысоких белорусских цен дебет с кредитом все равно не сходился. Покупка земли, строительство дома, его обустройство, рождение детей никак не покрывалось зарплатами учителя или врача, пусть даже с бонусом в виде денег за сдаваемую квартиру.

- Так нам же на землю денег тратить не надо ее нам бесплатно дают. В Белоруссии закон - каждый имеет право получить бесплатно 25 соток и строиться на них. 10 лет назад я и еще несколько семей подали прошение в сельсовет района о предоставлении нам под застройку участков. Они выдаются в пожизненное пользование с правом наследования. Поэтому свои хозяйства мы называем родовые поместья, - выслушав вопросы по бюджету, рассказал наш «экскурсовод» Алексей.

Деньги в таких поселках вообще отходят на второй план. Коммунизм, одним словом.

- Мы стараемся в этом смысле уходить от товарно-денежных отношений. Как правило, продуктами обеспечиваем себя сами. Соседи друг с другом делятся - у нас так принято. Я кому-то капусту принесу, мне кто-то - помидоры, один сосед корзинами всех снабжает, другой - сапогами, третий - посудой. Так и живем на натуральном обмене. В поселках и накормят бесплатно, со строительством или огородом тоже помогут. На продажу пока не выращиваем, хотя хозяйство разрастается, так что в скором времени, может, такие поселения будут поставщиками экопродукции на рынок, - рассказывает один из жителей поселения «Росы».

Кстати, принцип экологичности поддерживают все без исключения робинзоны. Причем понятие «экологичность» распространяется на все сферы жизни, а не только на сельское хозяйство. Это становится своеобразной философией жизни. Экологичность быта - никаких пестицидов, выбираются только натуральные материалы и ткани - перерастает в экологичность образа жизни. Как правило, в таких поселениях сухой закон, запрет на курение. Те, кто изначально не собирается соблюдать эти правила, скорее всего, не получат «вид на жительство» в поселке. Как ни крути, поддержка соседей в условиях деревни - вещь необходимая, а любителям алкоголя и прочих злоупотреблений жители экопоселений объявляют бойкот.

Также новое поколение дауншифтеров строго блюдет экологию всего, что приходит к ним извне, в первую очередь информации. Многие из них не смотрят телевизор, дозируют использование интернета. Детей также стараются воспитывать в стиле экологичности, но городские школы вносят свои коррективы.

- Мы даже подумываем со временем открыть свою школу, - говорит один из жителей экопоселения Алексей. - После города ребенок приезжает издерганным, в школах из детей делают злых, закомплексованных людей. Да и программа далека от идеала. Понятно, что никто не собирается растить из детей Маугли, но оградить ребенка от грязи, которую льет на него большой город, я все же обязан.

ПРИБЫЛЬНАЯ РАБОТА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Кстати, большая часть дауншифтеров сбежали из городов именно из-за детей, чтоб ребенок рос подальше от грязи и соблазнов. Поэтому культурный уровень в поселках очень высок. Никакого мата, сленга и ругани. Поселенцы организовывают нечто наподобие сельского клуба, где читают лекции, проводят творческие вечера. Жители поместий регулярно заезжают друг к другу в гости, выпускают свою газету - в общем, всеми силами укрепляют связи с единомышленниками. Есть случаи, когда родовые поместья становились центрами культурной жизни Беларуси.

Например, два года назад популярный музыкант Владимир Шаблинский купил заброшенный хутор, а сегодня «Шабли» - настоящая мекка для поклонников фолк-музыки, где проводятся этнофестивали.

- Возрождение страны может произойти только тогда, когда начнет развиваться сельская местность. Нужно регистрировать здесь предприятия, платить налоги в местные поселковые советы, которые гораздо лучше распорядятся этими деньгами, потому что они знают предметные нужды. Если на селе будет развиваться бизнес, дотации сельскому хозяйству не потребуются.

А создать свой бизнес, причем прибыльный, на селе, как показывает практика, иногда проще, чем в городе. Прожив всю жизнь в городе, историк и собиратель редких рецептов национальных блюд Алесь Белый купил заброшенный дом под Минском и отреставрировал его по подобию настоящей усадьбы шляхты середины XIX века. Сначала попробовать необычные яства и провести денек на свежем воздухе приезжали друзья, потом друзья друзей. И уже через год усадьба стала одним из самых популярных мест для проведения выездных праздников с театрализованными представлениями и кулинарными мастер-классами. Так что сегодня такой дауншифтинг приносит хозяину усадьбы и его семье отличный доход.

И ведь выигрывают от такого дауншифтинга все. И люди, и государство. Дав возможность белоруссам бесплатно получить свой участок и предоставив им полную свободу действий, Лукашенко приручил не только потенциальных дауншифтеров, но и огромную массу молодых семей, которые устали ютиться с родителями в «двушках», а денег на свое жилье заработать не могут. Ребятам предоставляют землю, сельсовет и соседи помогают с постройкой. Глядишь, через лет пять семья будет жить в своем «родовом гнезде». Государству от этого одна выгода. Интеллигентные, молодые, с высшим образованием ребята решают свои жилищные вопросы, реализуют личные амбиции и при этом поднимают сельскую инфраструктуру, развивают сельское хозяйство. Ничего не скажешь - выгодный праздник непослушания.

Екатерина Люльчак
"Мир новостей"


Просмотров: 895
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость К параду готовы? Так точно!


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.