ДАТА

Простой мужик... Казалось бы, судьба уготовила именно такое предназначение Евстигнееву. Родился Евгений Александрович далеко от столицы, в Нижнем Новгороде, в семье рабочих - металлиста и фрезеровщицы. Окончил всего 7 классов школы и сразу после этого, в 1941 году, пошел работать на завод электромонтером. Ничего особенного. Накатанная дорожка миллионов российских мужиков. Но... не Евстигнеева. Судьбу 20-летнего Жени решила случайность. Вряд ли кто-то из коллег догадывался, что молодой слесарь очень любит джаз. И по вечерам отрывается в кружке самодеятельности, играя на разных инструментах: на гитаре, рояле, барабанах и даже на вилках. Вышло так, что однажды за этим занятием его застал директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Слухи о талантливом барабанщике, выступающем в составе самодеятельного джаз-оркестра, дошли до именитого в провинции преподавателя, вот он и выбрался на концерт - посмотреть. Позже сам Лебский вспоминал, что того, что увидел, не ожидал сам. Оказалось, почти весь зал провинциального кинотеатра набит зрителями, явившимися с той же целью - посмотреть на барабанщика. Евстигнеев играл на своих барабанах так виртуозно и вытворял с барабанными палочками что-то такое невообразимое, что заслонял собою целый оркестр, приводя публику в восторг.
- Вам нужно в театральное! Вы хотите быть актером? - спросил Лебский Евстигнеева, подойдя к нему после концерта.
- Не знаю, - честно ответил странный парень.
А судьба, похоже, знала. Знала за него. В этом же 1946 году Женя Евстигнеев уже учился в Горьковском театральном на актера. А в 1954-м был принят без экзаменов сразу на второй курс Школы-студии МХАТа, вместе со студентами которой уже в 1955 году играл в Студии молодых актеров, позже ставшей творческой базой для знаменитого театра «Современник».
Евстигнееву удивительно везло и в любви. Все три главных романа его жизни были удивительны и, казалось, невозможны. Что с аристократкой по рождению и сегодня уже признанным гением режиссуры Галиной Волчек; что со строптивой красавицей-актрисой, «русской Диной Дурбин» Лилией Журкиной; что с последней его любовью - актрисой Ириной Цывиной, которая - так не бывает! - безумно любила Евстигнеева, хотя была младше его на 40 лет!
Что самое удивительное, ни одна из жен никогда не сказала о Евгении Александровиче плохого слова. Даже сегодня, по прошествии стольких лет после его кончины, они вспоминают его тепло. Вот что рассказывает об их романе Галина Волчек: - Внешне мой избранник выглядел странно: лысый, с длинным ногтем на мизинце, одет в бостоновый костюм лилового цвета на вырост (а вдруг лысеющий жених вытянется?), с жилеткой поверх «бобочки» - летней трикотажной рубашки с короткими рукавами, у воротника поверх молнии величаво прикреплялся крепдешиновый галстук-бабочка.
Как «деревенщина», который изначально не пришелся в доме аристократов по душе ни папе, ни няньке, сумел год спустя стать их лучшим другом?.. Еще один парадокс евстигнеевского обаяния. Как и, безусловно, его последний брак - роман с молоденькой студенткой младше актера на 40 лет. Они были счастливы! Казалось, волшебник Евстигнеев подарит зрителю еще не одно открытие. Но, как всегда, судьба решила за него. На этот раз - поставить точку.
- Он говорил: «У меня столько сил и энергии, я столько еще могу сделать, а сердце, как двигатель в старой машине, не тянет. Надо только двигатель отремонтировать, и все будет в порядке», - вспоминает последняя любовь Евстигнеева Ирина Цывина. - Он хотел привести себя в форму и решился ехать в Лондон. Он относился к операции легко и, казалось, не беспокоился за ее исход...
Удивительно и то, что за исход операции особо не беспокоились и другие. Ни врачи, ни родственники. Назначенная операция была всего лишь предварительной. Кроме того, она была необходимой и не представляла опасности для здоровья большей, чем его состояние на ее момент. Но... Евстигнеев умер. Не на операционном столе. Даже не добравшись до него. Великий актер ушел 4 марта 1992 года за пять минут до операции, лишь прослушав от доктора ее сценарий. Как будто, как всегда, попросту, по своей гениальной привычке, моментально и прочно вжился в роль. На этот раз - в роль смерти...
Марина Алексеева
"Мир новостей"