Сегодня 28 июля 2017 г., пятница, 20:14USD 59.54 0.1334EUR 69.67 0.0373
Статьи газеты «Мир новостей»

Дорога в Сочи обойдется дороже олимпиады

16 мая 2013
hits 647
Дорога в Сочи обойдется дороже олимпиады

На минувшей неделе вялотекущий конфликт между “зелеными” активистами и строителями дороги Адлер - Красная Поляна, необходимой, как уверяют большие чиновники в Москве, для нужд Олимпиады-2014, вступил в острую фазу. Милиция, которая под нажимом общественников до недавних пор предпринимала хоть какие-то вялые попытки остановить незаконную рубку леса, внезапно переметнулась на сторону “лесорубов”. Главными нарушителями вдруг стали “зеленые”. Для зачистки строительного участка от “посторонних” сотрудники Адлерского УВД применили едва ли не половину статей КоАП - от неповиновения законным требованиям милиции до нахождения в погранзоне без разрешения.

САРАНЧА С ТОПОРОМ

Очередной приступ олимпийской лихорадки поразил Сочи еще 16 августа. В этот день в госкорпорации “Олимпстрой” рапортовали о подвижках в деле строительства “совмещенной автомобильной и железной дороги”, призванной обеспечить “альтернативный транспортный коридор к олимпийским объектам”. Вот в этот-то “коридор” и попала группа “зеленых” из “Экологической Вахты по Северному Кавказу”. Активисты этой общественной организации уже четыре месяца добиваются прекращения строительства дороги, которое, по их данным, ведется без утвержденного проекта и экологической экспертизы. Этот факт даже стал поводом для обращения к премьеру Путину и генпрокурору Чайке, но ответов от уважаемых персон экологи ждут уже три месяца.

Зато дождались, когда в Сочинском национальном парке, на левом берегу реки Мзымты, неподалеку от границы с Абхазией, застрекотали бензопилы. Заповедный лес, словно саранчой, выедался целым сонмом подрядных и субподрядных организаций. Под топор шли даже занесенные в Красную книгу деревья самшита и лапины, вырубка которых вообще запрещена. Только за две первые недели августа и только одной фирмой “Стройдор-А”, зарегистрированной в кубанском городе Апшеронске, была прорублена 3-километровая просека шириной 100 м. “Стройдор-А” - организация-субподрядчик, работающая по договору с ООО УСК “Мост”, а та, в свою очередь, выступает генподрядчиком у ОАО “Российские железные дороги”. Очевидно, что только упование на столь высокую “крышу” позволило стройдоровцам разгуляться с пилами без единой на то разрешительной бумаги. Одних только пней краснокнижной лапины “зеленые” насчитали почти восемьсот, что и изложили в заявлении, направленном в Адлерское РОВД.

Дальше события развивались стремительно. Через пару дней активисты, уже успевшие побывать с милиционерами на месте рубок, вновь вернулись на лесосеку - с намерениями остановить работы. Для начала “зеленые” объяснили рабочим, что их деятельность подпадает под действие Уголовного кодекса. Когда увещевания не помогли, координатор “Экологической Вахты” Андрей Рудомаха и активист организации старший научный сотрудник Кабардино-Балкарского научного центра РАН Сурен Газарян встали живой преградой на пути трактора...

На этот раз в милицию обратились сотрудники “Стройдор-А”. Причем, как можно было понять из туманных комментариев представителя фирмы, поводом для звонка в милицию послужили то ли опасения за жизнь “группы неизвестных”, то ли отсутствие у них неких “документов на проведение акции”.

Прибывшему наряду милиции было абсолютно неинтересно, что всего несколько часов назад их коллеги были здесь по вызову самих “зеленых” и стали свидетелями незаконных рубок. Зато самими “зелеными” правоохранители заинтересовались. Андрея Рудомаху и Сурена Газаряна усадили в воронок и повезли в отделение милиции.

МАССОВО-СПОРТИВНАЯ ЛОГИКА

Здесь необходимо лирическое отступление. Понять, отчего в таком спешном темпе и с таким авантюрным задором, невзирая на протесты экологической общественности, прокладывается олимпийская дорога, можно, только заглянув в бюджет “стройки века” и в список заинтересованных в ней лиц.

Напомним, весной в Сочи прошел Международный транспортный форум, на котором железнодорожники из стран СНГ обсуждали, как им пережить кризис. Принимающая же сторона как ни в чем не бывало ошарашивала очередными мегапроектами, устроив гостям своеобразный “мастер-класс”: аккурат под форум - с оркестром, водкой, песнями-плясками - подгадали запуск строительства той самой “совмещенной дороги” из Адлера в Красную Поляну.

Урок для зарубежных транспортников, надо сказать, весьма полезный: они узнали, как в разгар экономического кризиса, без проведения какой-либо экспертизы и даже без проектной документации начать освоение 266 млрд рублей. Именно во столько Министерство регионального развития РФ оценило “совмещенную” олимпийскую дорогу, которая должна на левом берегу реки Мзымты соединить железнодорожную ветку и автомобильную трассу.

Не стоит задаваться вопросом, для чего вообще понадобилась дорога-дублер на Красную Поляну, когда уже имеется одна, совсем недавно реконструированная. Похоже, здесь мы имеем дело не со здравой, а с массово-спортивной логикой: по стандартам МОК к любому олимпийскому объекту, не говоря уже о самом месте проведении состязаний, должно быть проложено как минимум две трассы. На всякий пожарный случай.

ЗАТЯНУВШИЙСЯ “РЕМОНТ”

Такой случай наступил в начале 2008 года, когда оргкомитет “Сочи-2014” сообщил, что у проекта нашелся инвестор в лице ОАО “Российские железные дороги”. Для чего железнодорожному монополисту (финансовое состояние которого характеризуют оглашенные самой же компанией данные о том, что парк локомотивов и вагонов изношен на 80%) понадобилось ввязываться в дорогостоящую затею, доподлинно неизвестно. Шутка ли: по предварительным прикидкам проектировщиков, одних только тоннелей по пути из Адлера в Красную Поляну РЖД собирается пробить не менее 16 км. Плюс 35 км мостов и эстакад. Учитывая, что рельеф левого берега реки Мзымты не имеет ни одного километра ровного и пологого участка, озвученная выше стоимость стройки появилась не на ровном месте.

Примечательно, что на возведение всех спортивных объектов и сооружений денег потребуется “всего” 206 млрд, а значит, выполнение обычного технического требования МОК грозило обойтись... дороже, чем вся Олимпиада, вместе взятая, что никого в руководстве страны и РЖД не смутило.

Смущало другое: большая часть левобережья Мзымты, вплоть до границы с Абхазией, входит в Сочинский национальный парк, притом в его заповедную и особо охраняемую зоны, что по идее должно было исключить любые поползновения на эти участки. Но удивительное дело: когда предполагаемый транспортный коридор был нанесен на карту, выяснилось, что почти 12 км его приходятся именно на упомянутые территории. В этот поистине разрушительный километраж попали карстовые массивы Ахштырский, Дзыхринский и Ахцу - колыбель чистейшей пресной воды.

Проекту РЖД светил как минимум длительный и сложный процесс государственной экологической экспертизы со всеми процедурами в виде оценки воздействия на окружающую среду, расчета ущерба и компенсации, общественных слушаний и т.д. Но железнодорожники, воодушевленные участием в решении важных государственных задач, ждать не стали. Уже в конце прошлого года из Сочи донеслись слухи, что трассу вовсю строят. Железнодорожники тут были как бы и ни при чем. Речь шла о некоем ЗАО “ЮГСК”. Во всяком случае, именно эта фирма фигурировала в ответе прокуратуры Краснодарского края, куда обратились возмущенные экологи. Как следовало из документа, “строительство данного олимпийского объекта в настоящее время еще не начато”. Оказалось, общественники, по версии прокурорских работников, приняли за стройку невинный “ремонт муниципальной дороги, находящейся в аварийном состоянии”.

Как бы не так! Через полгода масштабы работ в рамках явно затянувшегося “ремонта” увеличились раз в десять, а строителей стали замечать там, где прежде никогда не было никаких муниципальных дорог. Когда через Мзымту появилось несколько временных мостов, утаивать шило в мешке не смогли уже ни в прокуратуре, ни в Минприродресурсов и экологии РФ, откуда пришел ответ: “Выявлено невыполнение требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы”. Кубанская прокуратура, словно устыдившись своего прежнего молчания, тут же выявила целую толпу, на коих завела сразу 14 административных дел.

НАЖМИ НА КНОПКУ - ПОЛУЧИШЬ РЕЗУЛЬТАТ

Пока правоохранители выносили фирме-генподрядчику представление о “недопустимости нарушения законодательства (т.е. возобновления стройки), “зеленые” преподнесли очередную порцию скандальных подробностей. Так, они выяснили, что материалы оценки воздействия на окружающую среду, которые РЖД разместили в своей общественной приемной в Сочи, подготовлены для стадии обоснования инвестиций, а вовсе не для проекта строительства. К тому же в них упоминалось только о железной дороге и ни слова не говорилось об автомобильной.

Здесь было бы впору заводить не административные, а уголовные дела. Но тут, как на грех, грянул транспортный форум, где сам Бог велел раскрутить показуху. Тем более что чуть ранее Сочи посетили инспекторы МОК, а 27 мая на торжественное открытие стройки, закрытой по предписанию прокуратуры, приехал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак в сопровождении губернатора Кубани Александра Ткачева и главы РЖД Владимира Якунина. Высокие гости нажали на символическую пусковую кнопку тоннелепроходческого комплекса “Ловат” и начали наперебой рассказывать о том, что “строительство дороги - это мощный импульс для всего Сочинского региона, а также новое качество жизни для жителей и многочисленных гостей курорта”. А из уст губернатора Ткачева жители Сочи узнали, что такое “цивилизация, дороги, энергетика, коммуникации, инженерия и все то, что необходимо для комфортной жизни”. О том, что у “комфортной жизни” пока нет даже утвержденного проекта, глава региона скромно умолчал.

АКЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Но вернемся к задержанным активистам. После того как их всю ночь продержали в отделении милиции и составили протоколы об административных нарушениях, слухи об очередном витке “олимпийских” репрессий начали расползаться по стране. За “зеленых” публично заступились партии “Яблоко” и КПРФ, а ведущие природоохранные организации страны выступили с гневным обращением к международным олимпийским начальникам “с просьбой указать российским властям на недопустимость использования силовых структур в диалоге с экологическими организациями”.

Неизвестно, сыграл ли свою роль общественный прессинг, но приговор мирового суда Адлера в отношении активистов был вынесен относительно мягкий - по 500 рублей штрафа. Хуже то, что за те два дня, пока с ними шло разбирательство, строители успели дорубить участок, работы на котором усилиями общественников были сорваны.

Впрочем, экологи обещают, что продолжат акцию ненасильственного принуждения строителей Олимпиады-2014 к соблюдению законов. А еще намереваются добиться привлечения к ответственности сотрудников милиции, которые, вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности, фактически стали соучастниками беззакония.

Дмитрий Шевченко


Просмотров: 647
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.