Сегодня 21 июля 2017 г., пятница, 00:10USD 59.08 -0.1595EUR 68.00 -0.2725
Статьи газеты «Мир новостей»

Как Россия вылетает в трубу

16 мая 2013
hits 1287
Как Россия вылетает в трубу

Строительство нефте- и газопроводов в России обходится в восемь раз дороже, чем в Китае, и в пять раз дороже, чем в Европе. Эти «золотые» трубы разоряют страну. Разговоры о новой волне мирового экономического кризиса, во многом связанной со снижением кредитного рейтинга США, стали общим местом в потоке деловой информации. Беда в том, что Россию при этом ждут более тяжелые последствия, чем Америку. Во-первых, в кризис падают цены на сырье - основу российского благосостояния. Во-вторых, хорошо известно, что самые жирные куски углеводородной манны у нас достаются тем, кто сидит «на трубе», их деловым партнерам и смежникам. Они, судя по всему, уменьшать свои аппетиты не собираются. Значит, в случае чего экономить будут на бюджетниках.

ВЕЛИКАЯ НЕФТЯНАЯ СМЕТА

С одной стороны, нефтегазовая отрасль - основной налогоплательщик России. С другой - с каждым годом, несмотря ни на какие кризисы, она все больше тратит на себя, любимую, раздувая сметы и бюджеты. Самым ярким примером феноменальной прожорливости «кормильцев» стало строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).

Трубу в Китай и к дальневосточным портам РФ собирались проложить еще в советское время. Но вплотную проект «обсчитал» в конце 90-х бывший хозяин ЮКОСа Михаил Ходорковский. Он поручил своим менеджерам составить полную смету предстоящих работ. Получилось 4 млрд долларов. Серьезная сумма, но все же концы с концами при таких расходах сходились. Нефтедобытчики, строители трубопровода, китайские покупатели, бюджет России - никто не должен был остаться внакладе.

Однако Ходорковского в 2003 году посадили. За дело или нет, спорить не будем - это другая тема. Проектом занялись уже не либеральные олигархи, а твердые государственники. «Подниматели» России с колен. Специалисты ОАО «АК «Транснефть» пересчитали необходимые затраты и вышли совсем на другие цифры. Было заявлено, что только на строительство первой очереди трубопровода, до населенного пункта Сковородино в Забайкалье, потребуется 6,6 млрд долларов. Оттуда до Тихого океана трубу тянуть еще две тысячи километров. Прокладывать отдельную ветку на юг в Китай тоже предстояло за дополнительные деньги.

Но разве мы не великая держава? Смету утвердили.

Однако тогдашнему президенту Владимиру Путину стало известно, что труба проходит близко к священному Байкалу. Приказано было пустить ее в обход. Протяженность трубопровода увеличилась от этого на одну десятую. А цена удвоилась! Теперь первая очередь ВСТО стоила уже 11,2 млрд долларов.

Потом государственники еще раз все посчитали, и оказалось, что этих денег тоже не хватит. Надо, дескать, 13,7 млрд. Но и это была неокончательная цифра. В декабре 2009-го первую очередь ВСТО достроили. Обошлась она с инфраструктурой уже в 15,7 млрд долларов.

До океана от этой трубы, повторяю, еще две тысячи километров. Нефть из Сковородина в порт возят по железной дороге. Но к 2013 году обещают запустить и второй участок ВСТО. На это, по предварительным подсчетам, потребуется еще 10-12 млрд долларов.

У КИТАЙЦЕВ НЕ ЗАБАЛУЕШЬ

Правда, в Китай нефть по трубе ВСТО уже поступает. К началу нынешнего года было достроено ответвление к китайскому городу Дацин. До границы трубопровод сооружали россияне, а дальше по своей территории - китайцы. Природа там и тут одинаковая: сопки, неглубокие лощины, тайга да ручьи. Но почему-то у китайцев удельная стоимость строительства в восемь раз дешевле.

Но это еще не самое интригующее. Некоторые специалисты уверены, что нужного количества нефти, чтобы надежно заполнить трубу и окупить хоть когда-то ее нечеловеческую стоимость, в Восточной Сибири просто не наберется. Профессор Александр Арбатов, один из крупнейших российских ученых-нефтяников, говорит, что ВСТО - первый в истории трубопровод, который не обеспечен ресурсами. «Лоббисты протолкнули дорогостоящий проект и сейчас пытаются найти под него нефть», - считает профессор.

Кстати, деньги на это невиданное строительство российские трубостроители заняли у китайцев, 25 млрд долларов. И отдавать собираются сырьем из той самой трубы. Чтобы облегчить им этот процесс, наше правительство даже согласилось обнулить экспортную пошлину на нефть, добываемую в Восточной Сибири.

Теперь следите за руками: некие люди зарабатывают огромные деньги на прокладывании нефтепровода в Китай. Наконец он проложен - ура! А выручка от нашей с вами нефти, прокачиваемой по трубе, почему-то почти полностью тратится на выплату китайцам огромного долга, образовавшегося в результате более чем шестикратного (если вспомнить 4 млрд Ходорковского) роста строительных смет.

Еще «веселее» будет, если профессор Арбатов окажется прав и нефть в Восточной Сибири действительно закончится раньше, чем Россия успеет рассчитаться за трубу. С китайцами не забалуешь. Долг они нам, скорее всего, не спишут. Расплачиваться будем, отдавая в счет погашения кредита нефть и газ из месторождений Западной Сибири, увеличивая поставки в КНР леса, металлов и прочего сырья. Опять же отбирая их у бюджетников. А чудо-нефтепровод, сказочно обогативший российских «государственных менеджеров», можно будет, как грустно пошутил профессор Арбатов, использовать в качестве самой дорогой в мире пневмопочты.

ПАРОВОЗ ДЛЯ МАШИНИСТА

Газовые трубы обходятся России не дешевле нефтяных. Недавно Газпром по требованию правительства приоткрыл информацию о расходах на строительство двух крупных газопроводов: Бованенково - Ухта и Сахалин - Хабаровск - Владивосток, а также четырех мелких: Ухта - Торжок, Починки - Грязовец, Грязовец - Выборг и Джугба - Лазаревское - Сочи.

Общая их протяженность составляет 2212 км, а общая сумма инвестиций - 989,8 млрд рублей, или 35 млрд долларов. Получается почти 15 млн долларов за один километр трубы.

- В Европе стоимость прокладки одного километра газовой трубы составляет примерно 3 млн долларов, - говорит банковский аналитик Денис Борисов. - Правда, в российских 15 млн учитывается стоимость компрессорных станций и сложные условия работы на северах. Но ни станции, ни климатические сложности в любом случае не могут дать стоимость, в пять раз превышающую европейскую.

А руководитель аналитической компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин заявил журналистам, что с системной точки зрения, например, коридор Бованенково - Ухта вообще никому не нужен, кроме... строителей газопроводов.

- До 2006 года основным вариантом поставок ямальского газа считался короткий газопровод Бованенково - Ямбург, - говорит Михаил Корчемкин. - Естественное падение добычи на старых месторождениях (Уренгой, Ямбург и другие) создает резервы пропускной способности в действующих газопроводах Западной Сибири и позволяет идеально синхронизировать ввод месторождений Ямала.

Эксперт отмечает, что только на одну нитку трубы для поставок ямальского газа Газпром потратит более 1,2 трлн рублей (Бованенково - Ухта плюс Ухта - Торжок). Газопровод Бованенково - Ямбург обошелся бы в 5-6 раз дешевле, при этом газ с Ямала был бы доставлен тем же потребителям.

Но кому интересны маленькие сметы? Всем хочется больших.

Когда-то сатирик Михаил Жванецкий метал стрелы в советских монополистов: мол, за стенами мясокомбинатов и строительных трестов у нас кипит увлекательная жизнь, перевыполняются планы, вручаются премии и переходящие вымпелы, а до покупателя и вообще до населения никому дела нет. Памятная многим миниатюра Михал Михалыча называлась «Паровоз для машиниста». Сегодня, прожив 20 лет при новых порядках, мы точно знаем, что это был еще детский сад. По крайней мере, руководители советских заводов и трестов точно не были долларовыми миллиардерами.

ВИДИМАЯ ЧАСТЬ АЙСБЕРГА

Об откатах и распилах вокруг «трубы» не говорит только ленивый. Причем не только на кухне. Прошлой осенью известный блогер и миноритарный акционер сразу нескольких российских нефтегазовых компаний Алексей Навальный заявил, что по крайней мере 4 млрд долларов на строительстве ВСТО были украдены. И ссылался на данные Счетной палаты РФ. Поднялся шум, однако, как это часто бывает в России, ясного ответа, что называется по существу, на громкое заявление не последовало. То ли действительно эти деньги украли, то ли Навальный клеветник, то ли он сам все украл.

Но даже официальные доходы сырьевиков и их партнеров, так сказать видимая часть айсберга, производят сильное впечатление. По данным Росстата, сейчас заработки в нефтегазовой отрасли в 2,2 раза превышают средний по России показатель. Строители «на трубе» тоже получают очень высокие зарплаты. Если принять численность работников в каждой отрасли российского народного хозяйства за 100 процентов, то соотношение между низко-, средне- и высокооплачиваемыми категориями выглядит следующим образом (см. таблицу).

Как видим, в сельском хозяйстве, где работа тоже очень нелегкая - в горячую пору труд хлебороба справедливо сравнивают с битвой, - основной массив зарплат меньше 10 тысяч рублей в месяц. А 7,4 процента сельхозрабочих получают вообще менее 4200 рублей! Зарплаты российских учителей после всех повышений, надбавок и барабанного боя по этому поводу тоже выглядят плачевно. В обрабатывающей промышленности ситуация лучше, но и там, если не говорить о крупных городах, заработок 25 тыс. рублей до сих пор считается завидным.

А в добывающих отраслях и близких к ним строительных организациях цифры в несколько раз выше. Разумеется, это средняя температура по палате. У простых работяг Газпрома, Роснефти, Транснефти доходы гораздо скромнее, чем у менеджеров среднего звена, и в сотни раз ниже, чем у высокого нефтегазового и трубостроительного руководства. Например, каждый из членов правления Газпрома получает около 3 млн долларов в год.

Словом, вылететь в трубу России помогают те, кто был призван ее накормить.

Виктор Шацких
"Мир новостей"


Просмотров: 1287
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.