Сегодня 26 июля 2017 г., среда, 03:49USD 59.81 +0.1613EUR 69.70 0.2297
Статьи газеты «Мир новостей»

Конфликты в стиле ЭТНО

16 мая 2013
hits 896
Конфликты в стиле ЭТНО

Массовая драка между дагестанскими и русскими военнослужащими в танковой бригаде под Наро-Фоминском. Противостояние бывших спецназовцев и 100 выходцев из кавказских республик в Ростове-на-Дону. Изгнание мигрантов-азиатов из тверского Калязина после бунта местных жителей... И это далеко не все события последних трех месяцев. Несмотря на участившиеся этнические конфликты в российских регионах и большое количество пострадавших в результате таких столкновений, власть продолжает именовать их бытовыми. Замалчивание межнациональных проблем и бездействие государства, по словам социологов, неизбежно приведут к росту агрессии в обществе.

В 2006 году отечественные СМИ наперебой писали о погромах в Кондопоге, о кровопролитных драках на улицах крошечного карельского городка, об аресте и суде над шестью зачинщиками беспорядков. Конфликты с этническим подтекстом тогда были не самым распространенным явлением в стране, а местные власти еще не умели скрывать информацию. Сегодня о таких вспышках в Свердловской, Волгоградской, Московской и Ростовской областях журналисты узнают от врачей, удивленных количеством пострадавших во время очередных драк, или от их случайных свидетелей. Но региональные власти мгновенно находят в межнациональных стычках бытовую основу, рапортуют столичному начальству о наказании виновных и затихают. Кондопога, в которой, если вы помните, после русско-кавказских бунтов уволили нескольких чиновников, научила управленцев смотреть на массовые побоища под “правильным” углом.

У ТЕРПЕНИЯ ЕСТЬ ГРАНИЦЫ

В тверском Калязине главы городской и районной администраций придерживались похожей линии поведения в дни августовского бунта, когда коренное население “повздорило” с мигрантами-таджиками. Волнения начались после драки в ночном клубе между приезжими парнями и местными. Как рассказывают жители Калязина, мигранты и раньше вели себя безобразно: приставали к русским девушкам, угрожали школьникам, понемногу воровали, а тут совсем распоясались. Чтобы конфликт не закончился резней, в город были присланы усиленные отряды ОМОНа. А после стихийного митинга у мэрии чиновники под нажимом народа приказали всем работодателям распрощаться с гастарбайтерами.

“На региональном уровне происходит раздел сфер влияния между местной бюрократией, бизнесом и сильными этническими сообществами, - описывает обстановку в стране кандидат исторических наук, политолог Филипп Казин. - Их отношения - либо конкуренция, либо взаимодействие (как правило, коррупционное). Население в таких условиях является проигравшей стороной. Напряженность в обществе нарастает, причем не только в отношении приезжих, но и в отношении собственной элиты”.

Миниатюрой, наглядно иллюстрирующей вывод питерского ученого, доцента кафедры политического управления Санкт-Петербургского государственного университета, можно назвать историю, приключившуюся в свердловском селе Новоипатово. Полгода уральцы пытались мирно договориться с мигрантами-китайцами. Просили о малом: соблюдайте российское законодательство, не наносите вред экологии. Дело в том, что аграрии из Поднебесной соорудили плотину на здешней реке Боевке, качали из нее воду мощными насосами. Рыба от сбрасываемых в набежавшую волну ядохимикатов гибнет, люди травятся, пруд обмелел. Местная власть на многочисленные жалобы земляков не реагирует. В итоге пару недель назад новоипатовцы ринулись в настоящий бой. За родину, за Боевку. Разрушили дамбы, разворотили плотину. Следующим пунктом программы была массовая драка с китайцами. Сельский священник, отец Александр (к слову, в прошлом воин-афганец), земляков остановил, но не повлиял на раскосых землепашцев, которые с мотыгами, палками и ножами по сей день гоняются за уральскими ребятишками, а в перерывах пишут заявления в милицию - требуют разобраться с российскими экстремистами. Сотрудники правоохранительных органов недолго думая обвинили отца Александра в разжигании межнациональной розни. Вот вам и этнический конфликт с бытовой основой. Спросите: “Почему молчит районная администрация?” Ну, вероятно, ее сотрудники как-то зависят от китайских фермеров.

“Благодаря особенностям менталитета, темперамента и культуры мигрантов из Поднебесной у них крайне редко происходят столкновения с россиянами. Уральцы тоже народ терпеливый. Но, полагаю, в перспективе Уралу, как и другим регионам, все труднее будет сохранять межнациональный мир, - цитируем слова кандидата социологических наук Татьяны Пермяковой. - У конфликтов есть объективные причины - последствия экономического кризиса, высокий уровень безработицы. В таких условиях люди не занимаются анализом положения в стране, а обвиняют в своих неудачах тех, кто, по их мнению, занимает лучшие рабочие места. И потом, если говорить о миграционном потоке, мы сейчас видим переход из количества в качество. Легальных и нелегальных мигрантов с каждым днем становится больше. И это люди с разным уровнем культурного развития. Государство должно заботиться об их ассимиляции, “включении” в российское общество, но пока оно мало что делает”.

ВСЕГДА ВИНОВАТЫ МЕСТНЫЕ

Жители Аткарска Саратовской области отправили письма с просьбой пересмотреть национальную политику в их городе региональным чиновникам, депутатам и заодно президенту РФ Дмитрию Медведеву. В своих посланиях они сообщили, что в Аткарске стычки с приезжими “никоим образом не связаны с нацизмом и расовой ненавистью”.

“Инициаторами драк у нас чаще выступают “дети гор”, - утверждают авторы петиций. - Правоохранительные органы относятся к конфликтам лояльно, ссылаясь на “молодую горячую кровь” ребят. И этой крови в драках пролилось немало. Девушки из-за тяги лиц кавказской национальности к знакомствам боятся по вечерам выходить на улицу, да и днем чувствуют себя не комфортнее. Местная власть эту проблему замечает, лишь когда население начинает “закипать”. Русских сразу обвиняют в ущемлении прав малых народов. А как, растолкуйте, дружить с людьми, плюющими на наше гостеприимство?”

Действительно, как, если программы, направленные на установление межнационального мира, в России, по свидетельству политолога Филиппа Казина, почти не реализуются?

“Они формальны, - констатирует Казин. - Упор делается не на интеграцию мигрантов в российское общество, а на меры по привитию толерантности национальному большинству - русским - и на работу с национально-культурными автономиями. Но автономии проблемами взаимоотношений между основным населением и нелегальными мигрантами не занимаются, их интересует преимущественно культурно-этнографическая сфера. Фактически государство способствует этнонациональной консолидации выходцев из других республик и стран на территории России. Они не вливаются в наше общество, они существуют особняком, создают свой - альтернативный - мир. Конечно, после карельских событий 2006 года в стране произошли незначительные перемены: в российских школах стали проводиться уроки толерантности, открылись учебные курсы с преподаванием русского языка, этики и истории для мигрантов. Только это капля в море. На такие занятия ходят единицы - те, кто приехал сюда на постоянное место жительства и кто изначально относится к России с пониманием и уважением. Основная же масса мигрантов по-прежнему не заинтересована в изучении наших традиций, языка и, что важнее всего, наших законов”.

ЗАПРЕТНАЯ ТЕМА

Сегодня политики, общественные деятели охотно и много говорят о толерантности, но предпочитают молчать о национальной идентичности россиян - об осознании ими своей принадлежности к великому государству с богатой историей. Эта тема с 2006 года под запретом. Ее развивают только национал-экстремисты, в чьем исполнении рассуждения обо всем “русском” звучат с агрессией и приводят к ярким “фейерверкам” в регионах. Например, к массовой драке в краснодарском лагере “Дон” или к беспорядкам в танковой бригаде под Наро-Фоминском.

“Этноконфликты возникают там, где молодежи не хватает культуры и знаний, - уверена кандидат социологических наук Татьяна Пермякова. - Население в регионах деградирует, процветают пьянство и наркомания, духовность в упадке. В таких условиях не приходится ждать добрых “всходов”.

Нынешняя ситуация, по прогнозам политологов и социологов, может привести, во-первых, к постепенному вытеснению россиян из всех сфер экономики и, во-вторых, к латентному (скрытому) захвату этническими сообществами экономической и политической власти в регионах, так как верность традициям и правилам, “чувство крови” укрепляют их позиции в бизнесе и госструктурах. А вот у национального большинства РФ, пока еще составляющего 82% населения страны, “кровных уз”, солидарности, интереса к собственным корням и к прошлому государства нет.

“Если продолжать лгать гражданам России о якобы бытовых причинах межнациональных столкновений, власть окончательно утратит взаимопонимание с народом, - предупреждает кандидат исторических наук Филипп Казин. - Еще хуже обвинять местное население регионов в “фашизации”. Истинные причины сегодняшних конфликтов - это коррумпированность самой власти и нарушение прав коренного населения этническими группировками. Пора это признать и начать что-то менять. А в спорах не бывает своих и чужих, но есть люди, соблюдающие закон, и люди, его нарушающие”.

Анна Бессарабова







“КОНФЛИКТНАЯ” ХРОНИКА ЛЕТА 2010 ГОДА

4-5 июня - массовая драка призывников из Центральной России с военнослужащими из Дагестана в 4-й танковой бригаде Московского военного округа. В ней участвовало около 150 человек. Военная прокуратура возбудила три уголовных дела. Уволена едва ли не половина руководства бригады. Национальную подоплеку конфликта в округе до сих пор отрицают, зато подтверждают видеоролики, выложенные очевидцами в интернете.

25 июля - массовые столкновения между подростками из Чечни и местными жителями в краснодарском лагере “Дон”. По заявлениям чеченской стороны, в драке участвовало от 300 до 400 человек. А по словам администрации оздоровительного учреждения, не более 100. Позднее во избежание новых проблем конфликт признали бытовым.

14 августа - бои за реку Боевка в селе Новоипатово Свердловской области между уральцами и мигрантами-китайцами. Количество участников конфликта - около 200 человек.

22-27 августа - беспорядки в Калязине Тверской области. После массовой драки между местными жителями и мигрантами-таджиками в ночном клубе “Леон” горожане вышли на стихийные митинги, вызвали мэра и потребовали выселить из населенного пункта всех гастарбайтеров.

30 августа - в Ростове-на-Дону ОМОНу удалось остановить массовую драку между бывшими спецназовцами и выходцами из кавказских республик. В конфликте участвовало более 100 человек. Кровопролитие помогли предотвратить камеры видеонаблюдения “Безопасный город”.
Просмотров: 896
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Бунтующие в лесу


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.