Сегодня 24 июля 2017 г., понедельник, 09:55USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

Новые жертвы Катыни

16 мая 2013
hits 973
Новые жертвы Катыни

В субботу под Смоленском разбился самолет президента Польши Леха Качиньского. Глава государства, его супруга, политики, военные, государственные деятели направлялись в Катынь, чтобы почтить память жертв сталинских репрессий. На месте массового захоронения польских офицеров, расстрелянных 70 лет назад, должны были состояться одни траурные мероприятия, но по воле рока к ним добавились другие... Утром 10 апреля в президентском Ту-154 летели 96 человек. А на следующий день в Москву привезли 96 гробов - для генетической экспертизы останков.

В российской столице работает штаб по оказанию помощи родственникам погибших. В моргах проводится опознание. Перед зданием посольства Польши в Москве лежит ковер из цветов, горят свечи - трагедия, произошедшая под Смоленском, шокировала всех.

В аэропорту Северный продолжаются следственные мероприятия. До окончательных выводов о причинах авиакатастрофы пока далеко, хотя главное уже ясно - командир Ту-154 принял решение о посадке в условиях плохой видимости (из-за тумана), несмотря на то, что метеопоказатели не соответствовали личному минимуму пилота. Почему он это сделал - загадка. Авиадиспетчеры, как теперь объясняет российская сторона, рекомендовали экипажу уйти на запасной аэродром, но поляки не захотели. При четвертом заходе на посадку борт задел верхушки деревьев, потерял управление и врезался в землю. По данным главы МЧС Сергея Шойгу, отклонение траектории Ту-154 было не только по высоте, но и не менее чем на 50 метров в сторону.

Эксперты убеждены: “В любом случае командир авиамашины переоценил свои возможности. Нельзя было рисковать. И неважно, по какой причине поляки предпочли Северный - аэродром Минобороны: президент ли настоял или появились другие обстоятельства. Ситуация просто не позволяла нормально посадить самолет”.

МЧС, Следственный комитет при прокуратуре России утверждают, что авария не связана с техническими проблемами. Самолет отремонтировали в 2009 году, оснастили новейшим американским навигационным оборудованием.

“Здесь есть одно “но”, - объясняет “МН” ветеран 47-го авиаполка, бывший начальник службы безопасности военного аэродрома в Шаталово (Смоленская область) полковник Николай Палалога. - Американские навигаторы рассчитаны на четырехкилометровые ДПРС (дальнеприводные радиостанции), а аэропорт Северный имеет уникальную особенность - там шестикилометровые ДПРС. Экипаж Ту-154 мог не вписаться в наши условия - автоматически начал посадку раньше, не долетев до положенного уровня”.

В воскресенье выяснилось, что системы ближней навигации в Северном нет. Несколько лет назад ее убрали в связи с реформами в Минобороны РФ.
На месте трагедии. Как такое могло случиться?


“Помните, летом ваша газета писала, как военную авиацию переводят из-под Смоленска в Воронеж? Мы тогда предупреждали, к каким катастрофам приведет “новый армейский облик”, - говорит Палалога. - И, увы, не ошиблись. Групп руководителей (в том числе ближней и дальней зон навигации) на военных аэродромах действительно нет. И в Северном, и в Шаталово. Представляете, сейчас их экстренно везут из Воронежа обратно. Зачем тогда высылали?.. Так вот без подобной группы, отлично знающей специфику Северного, сложно было грамотно оценить ситуацию, принять окончательное решение. Другой серьезный момент - пока никто в Минобороны публично не заявляет о наличии в Северном актов облетов - документов о техническом состоянии оборудования аэродрома. А они очень важны... Обращаю ваше внимание: мы с вами рассуждаем об обстоятельствах, которые могли способствовать печальной развязке, но это всего лишь предположения опытного авиатора, но не выводы. И понятно, что основная причина трагедии не в них, а в действиях экипажа спецборта”.

По мнению Сергея Веревкина, работника гражданской авиации, в 1981-1983 годах заместителя начальника аэропорта Внуково по аэродромному обеспечению, “если бы диспетчер выдал командиру корабля условия по видимости, выходящие за пределы личного минимума пилота и аэродрома, тот беспрекословно подчинился бы. На полном автомате. Летчиков годами учат, натаскивая, как собак Павлова, мгновенно оценивать ситуацию и принимать единственно верное решение”.

Тем не менее факты доказывают - точные данные о метеусловиях диспетчер экипажу предоставил. И рекомендовал уйти на запасной аэродром. “Хотя обычно в таких случаях отдаются приказы - командным тоном, командными предложениями, как того требует порядок. Тут не до дипломатии”, - уверены профессионалы.

Бывший командующий авиаполком ВВС Польши, где служил командир экипажа разбившегося Ту-154 Томаш Петржак, выдвинул иную версию - якобы самолет заходил на посадку всего один раз и в катастрофе виноваты российские диспетчеры, которые давали экипажу “неясные команды” - советовали уходить на другой аэродром, но не закрывали свое летное поле. И вообще они должны были говорить с пилотом на английском языке, а не на русском.

В итоге кто прав, а кто виноват, мы узнаем лишь после расшифровки речевого самописца. Всю информацию по полету и посадке Ту-154 российские и польские следователи будут изучать совместно.

Анна Бессарабова


Просмотров: 973
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.