Сегодня 23 июля 2017 г., воскресенье, 20:01USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

Российский авиапром хотят отдать китайцам

16 мая 2013
hits 773
Российский авиапром хотят отдать китайцам

Россия и Китай договорились о совместной разработке дальнемагистрального самолета. Но эксперты считают, что мы просто отдаем свой единственный конкурентоспособный лайнер.

На прошлой неделе заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь сообщил, что Россия и Китай намерены создать совместное предприятие для разработки дальнемагистрального самолета. СП создадут Объединенная авиастроительная корпорация и китайский концерн СОМАС. Причем Россия должна внести новые технологии и интеллектуальную собственность, а Китай - деньги. О параметрах сделки не сообщается, известно лишь, что самолет будут производить в Китае на базе российского Ил-96.

ПОСЛЕДНИЕ КРОШКИ

Когда в конце 70-х годов прошлого века Советский Союз успешно ввел в эксплуатацию первый отечественный дальнемагистральный широкофюзеляжник Ил-86, стала очевидна необходимость создания более совершенной машины.

- «Восемьдесят шестой» был для нашего авиапрома машиной этапной, - рассказывает доктор технических наук, заслуженный летчик-испытатель Андрей Константинов. - Поэтому была поставлена задача создать к середине 80-х самолет, стоимость перевозки в котором на дальние расстояния была бы на порядок меньше. И такой самолет Ил-96 был фактически введен в эксплуатацию в 1988 году.

Действительно, Ил-96-300 впервые в истории советской гражданской авиации получил полностью отечественный цифровой комплекс авионики, навигационную систему, соответствующую мировым стандартам, а также был оборудован средствами спутниковой навигации. На нем установили отечественные двигатели нового поколения, которые делали самолет конкурентоспособным по расходу топлива с лучшими мировыми аналогами.

- Но самое главное, этот самолет был задуман так, что в его конструкцию можно было легко вносить улучшения, - говорит Константинов.

К слову сказать, этот самолет в 90-е годы был выбран в качестве главного перевозчика главы государства. Когда пришли рыночные времена - редчайший случай в отечественной экономике, - работа над этим самолетом продолжалась. Результатом стало появление модификации Ил-96-400.

- Этот самолет на сегодняшний день - единственный отечественный гражданский аппарат, который полностью конкурентоспособен с американским «Боингом» и европейским «Аэрбасом», - утверждает Константинов. - «Суперджет» я не считаю нашим самолетом, это такая международная отверточная сборка, на 80 процентов иностранная. Зато Ил-96-400 на 99 процентов отечественный.

История продвижения на рынок Ил-96-400 выглядит таинственно. С начала 2000-х этим занималась лизинговая компания «Ильюшин финанс и Ко», принадлежащая известному олигарху Александру Лебедеву. Изначально предполагалось, что первые шесть самолетов Ил-96-400 должен был приобрести «Аэрофлот», но затем главный российский авиаперевозчик отказался от покупки, обвинив в срыве сделки контрпартнера. Три построенных к тому времени самолета в грузовом варианте были переданы воронежской авиакомпании «Полет». И на сегодняшний день это все.

- Теперь вы понимаете, почему у всех специалистов отрасли просто кулаки сжимаются, - говорит Константинов. - Мы у себя не смогли запустить производство Ил-96-400. Воронежский авиазавод, который сделал ставку на строительство этого лайнера, сегодня лежит в руинах. А теперь, значит, мы отдаем все китайцам, причем за бесценок, и, как следует из слов Слюсаря, еще и научим их делать его. Это как минимум означает смерть завода ВАСО и КБ имени Ильюшина.

В структуре китайской разведки существует целый департамент, который занимался исключительно экспортом российских мозгов в 90­е годы. Результат, что называется, налицо!



ПОД КРЫШЕЙ КПК

- Стратегическое сотрудничество Объединенной авиа­строительной корпорации с китайским государственным концерном СОМАС может означать отказ России от строительства собственного среднемагистрального самолета МС-21, - утверждает кандидат технических наук Андрей Сергеев, эксперт в области самолетостроения. - Дело в том, что СОМАС - производитель самолета С919, который является прямым конкурентом нашего МС-21, его сегодня разрабатывает российское авиастроительное предприятие «Иркут». Оба самолета должны выйти на рынок в 2014 году. Но я, например, знаю, что китайцы не просто идут с нами нос в нос, а значительно опережают. И я боюсь, что они не потерпят в этой нише никаких конкурентов, уж очень агрессивно ведут себя на рынке китайцы.

Действительно, китайский концерн был создан всего четыре года назад. Его возглавил один из главных функционеров ЦК компартии Китая, а основным акционером выступило центральное правительство страны. Уже одно это говорит о том, насколько заинтересованы китайцы в продвижении собственного авиастроителя. Кроме того, в число акционеров вошло около 10 крупнейших предприятий КНР - от алюминиевых производителей до главных авиаперевозчиков. Основная задача СОМАС - это потеснить «Боинг» и «Аэрбас», причем основываясь на российских разработках и технологиях. Как утверждают эксперты, среднемагистральный лайнер С919, который уже проходит испытания, построен на базе наших «тушек». А для того чтобы пробиться в самый престижный сегмент авиаперевозок, они выбрали Ил-96-400. И как считают специалисты, новый китайский самолет по российским лекалам полетит уже через три года.

- У китайцев по всем путям горит зеленый свет, - утверждает Сергеев. - А у наших производителей, наоборот, сплошные проблемы. Например, тот же «Ильюшин финанс и Ко», с одной стороны, вроде обещает приобрести МС-21 у «Иркута», а с другой - вбухивает огромные деньги в покупку канадских «Бомбардье», прямых конкурентов Ту-204 и того же МС-21. Ильюшинцы таким образом попытались впервые завезти на российский рынок нашего прямого конкурента «Бомбардье». До этого существовало неофициальное вето на поставки нашего конкурента. Вето фактически нарушено. Это настоящая «пятая колонна»! То же самое, я думаю, будет и с китайцами.

ВОРУЙ, КОПИРУЙ, ВЫТЕСНЯЙ

Именно под таким девизом развивается чуть ли не вся высокотехнологичная промышленность Китая. В авиастроительной сфере это выглядит примерно так. Китайский самолет J-10 является полной копией Су-27. J-11 - копия Су-30. J-15 - копия Су-33. J-16 - копия нашего наиболее современного Су-30МК2. FC-1 - слепок МиГ-29. Дошло до того, что в прошлом году в Конгрессе США сенатор Бак Маккеон официально заявил о создании китайцами истребителя пятого поколения по технологии «стелс», украденного у России. То есть китайцы крадут у нас быстрее, чем мы успеваем строить. Почему? Потому что опытные образцы истребителей пятого поколения фирм Сухого и Микояна только проходят испытания у нас. А китайцы свой уже запускают в серию.

И это не единственный скандал. Китайцы построили и уже продают (тому же Ирану) наш разрекламированный зенитный комплекс С-300. Они построили сверхсовременные подводные лодки, очень и очень напоминающие советские атомоходы типа «Борей». И даже вооружили их собственными противокорабельными ракетами, которые у них, в отличие от злосчастной отечественной «Булавы», прекрасно летают.

Возмущение и озабоченность по этому поводу выражают исключительно третьи страны - Америка, Япония, Южная Корея. Владелец авторских прав Россия - внимание! - официально ни разу не выступила с протестом по поводу копирования лучших российских систем нашим же потенциальным противником. Причем никто даже не задумывается, как китайцы умудряются копировать в такие сжатые сроки наши разработки.

- Малоизвестный факт, который особо не афишируют, - говорит Сергеев. - Основная иммиграция в последние 10-15 лет российских инженеров и специалистов идет в КНР. Эта перенаселенная страна без разговоров предоставляет нашим спецам высокооплачиваемую работу и вид на жительство. Ни для кого не секрет, что в структуре китайской разведки существует целый департамент, который занимался исключительно экспортом российских мозгов в 90-е годы. Результат, что называется, налицо!

- О чем это говорит? Только о том, что мы давно уже придаток КНР, - подводит черту Андрей Константинов. - А последний контракт на производство Ил-96 в Китае - просто ширма. Никто даже не спрашивает, какие последствия это будет иметь для отечественного авиапрома. Потому что все заинтересованные лица понимают: китайцы и без нас скопировали бы самолет, если им нужно. А так мы хоть какие-то деньги получим.

Марат Хайруллин











P.S. Владимир Путин, находившийся в Китае на заседании глав ШОС, заявил, что сотрудничество между нашими двумя странами находится на «небывалой высоте». Имел ли он в виду и планы по производству совместного самолета, о котором проговорился источник из кабинета министров, не ясно. Ясно одно: такое сотрудничество вызывает волну острой критики со стороны профессионального сообщества России. Вот почему Объединенной авиастроительной корпорации пришлось отрабатывать назад.

«ОАК проводит переговоры с COMAC в рамках обоснования целесообразности совместного проекта широкофюзеляжного лайнера, - сообщает пресс-служба корпорации. - Между ОАК и COMAC заключено соглашение о конфиденциальности, поэтому в настоящий момент говорить о конкретных итогах и планируемых соглашениях неуместно. Производство самолетов Ил-96 в Китае не является предметом данных переговоров».

Впрочем, сами переговоры на скандальную тему уже никто и не скрывает.
Просмотров: 773
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Как убивали «Буран»


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.