Сегодня 26 июля 2017 г., среда, 06:12USD 59.81 +0.1613EUR 69.70 0.2297
Статьи газеты «Мир новостей»

Регионы не должны ходить с протянутой рукой

16 мая 2013
hits 571
Регионы не должны ходить с протянутой рукой

ПЕРЕГИБЫ. ПЕРЕКОСЫ

На прошлой неделе Дмитрий Медведев встретился с руководством Совета Федерации и обсудил с ним вопрос перераспределения полномочий между центром и регионами. Речь, в частности, шла о том, что назрело время наделить регионы-доноры преимущественным правом расходования заработанных ими средств.

В начале 1990-х Борис Ельцин, обратившись к российским регионам, произнес сакраментальную фразу, которая потом долго аукалась федеральному центру: «Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить». Владимиру Путину пришлось долго растаскивать завалы, оставленные предшественником в отношениях Москвы с региональными элитами. Для того чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, Путин и осуществил «нарезку» страны на федеральные округа, поставив во главе президентских полпредов - своих доверенных людей. С тех пор порядка в отношениях центра с регионами стало больше, однако вместо решенных возникли другие проблемы, в основном связанные с порядком финансирования регионов. Каким же сегодня должен быть оптимальный механизм распределения полномочий между федеральными и региональными органами власти? На этот вопрос мы попросили ответить членов обеих палат парламента.

«Правительство с начала 2000-х гг. старается как можно больше финансовых ресурсов вытащить в федеральный центр, а уже оттуда через систему трансфертов часть средств передать обратно в регионы, - говорит Вячеслав Новиков, член Совета Федерации от Красноярского края. - На мой взгляд, нужно сначала определить минимальную бюджетную обеспеченность для реализации тех или иных полномочий. Только после этого мы можем сказать, какие финансовые ресурсы нужны для реализации конституционных полномочий. Попытка проделать эту процедуру была предпринята в 2003-2004 гг. Но она была не очень удачной, поскольку никто не занялся анализом того, какие ресурсы нужны для реализации всего набора полномочий. Расчет шел только исходя из тех, которые передавались в рамках принятых законодательных актов. Полномочия субъектов должны быть подкреплены финансовыми ресурсами, минуя федеральный центр».

«Главное - научиться правильно распределять деньги. Это требует совершенно другой налоговой системы, - полагает Иван Грачев, депутат Госдумы от «Справедливой России». - В устойчивых федеративных государствах налоги делятся примерно 50 на 50, половина идет в федеральный центр, половина - на региональный и местный уровень. Для России этот опыт приемлем - страна большая, чрезвычайно разная, финансовые потоки идут с огромными потерями. У нас доля федерального центра за последние 15 лет достигла 60-70%, при этом полномочия по образованию, здравоохранению, социальному обеспечению сброшены на регионы. Только 10 субъектов Федерации набирают достаточно денег для их исполнения, остальные остаются нищими. Ситуация нелепая».

«Проблема в том, что в высшем эшелоне власти сидят люди, которые таким путем ставят регионы в зависимое положение, - считает Сергей Решульский, депутат Госдумы от КПРФ. - Регионы вынуждены ходить с протянутой рукой и клянчить у федеральной власти средства под полномочия. Исправлять ситуацию следует с нормализации налоговой политики. Давайте задумаемся, почему у нас сложилась такая практика, когда предприятия работают в одном регионе страны, а налоги платят в другом. Если бы, скажем, НПЗ Рязанской области платил налоги по месту своего нахождения, то Рязанщина жила бы много лучше, чем пребывает нынче».

«Нынешнее административно-территориальное деление России идет по национальному принципу, в результате чего возникли искусственно созданные дотационные субъекты Федерации, - говорит Максим Рохмистров, замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме. - Не могут быть равнозначными регионы, если в одном проживает 6 млн человек, а в другом - 600 тыс. По подсчетам экспертов, самоокупаемым может быть регион с населением порядка 3 млн человек. ЛДПР предлагает уменьшить количество субъектов РФ, а ее административно-территориальное деление выстроить по принципу экономической целесообразности. Но этому препятствует нынешняя административно-командная система, выстроившая механизмы управления государством таким образом, чтобы легче ловилась рыбка в мутной воде».

Игорь Минаев, Андрей Князев, Павел Анохин
"Мир новостей"


Просмотров: 571
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.