Сегодня 21 августа 2018 г., вторник, 12:55USD 67.18 0.305EUR 76.72 +0.5356
Статьи газеты «Мир новостей»

Ученые открыли ген высокого роста

16 мая 2013
Ученые открыли ген высокого роста

Группа исследователей из Гарварда, Оксфорда и еще нескольких американских клиник открыла первый ген, помогающий человеку быть выше ростом.

Открытие оказалось побочным продуктом исследований. Медики и биологи изучали геномы 5000 европейцев, выявляя связи различных генов с болезнями сердца и сахарным диабетом. Параллельно они определяли рост и вес пациентов. Анализ всех данных позволил обнаружить связь между ростом и геном, носящим достаточно сложное название HMGA2 (впрочем, названия других генов для простых обывателей вряд ли будут более простыми - генетики надежно зашифровали их понятными только им аббревиатурами). Чтобы проверить свою находку, они дополнительно исследовали связь между этим геном и ростом еще у 30 тысяч человек. Все подтвердилось - HMGA2 и рост связаны неразрывно.

Как и все гены, он состоит из двух частей (аллелей), влияющих друг на друга. Ученые обнаружили в нем два вида аллелей - “высокую” и “низкую”. Обладатели гена из двух “низких” аллелей ниже ростом. Сочетание в одном гене двух разных аллелей - “высокой” и “низкой” - обеспечивало рост выше примерно на 0,5 сантиметра. А люди с геном из двух “высоких” аллелей были выше ростом уже на целый сантиметр. Возможно, эти сантиметры кому-то покажутся мелочью, но генетики и биологи встретили это открытие восторженно.

“Конечно, наши результаты не объясняют, почему у одного человека рост 192 см, а у другого только 145 см, - говорит Тим Фрэйлинг, участвовавший в исследовании. - Но это находка первого гена роста из многих, возможно, их будет несколько сотен”. И каждый из них может вносить свои сантиметры и миллиметры в рост человека. Не за горами новые открытия генов роста, и в результате специалисты будут видеть проблему роста “в полный рост”.

Сейчас ученые уже установили, что примерно у четверти европейцев есть две “высокие” аллели гена, у другой четверти - две “низкие”, а у остальных - есть и то и другое.

Выявлена и определенная связь между ростом и некоторыми болезнями. Например, у более высоких людей выше риск развития рака простаты, мочевого пузыря и легких. Не исключено, что это как-то связано именно с геном HMGA2. Это покажут дальнейшие исследования. Ученые уже просматривают кое-какую связь: эти гены могут регулировать рост и деление клеток, и это может иметь отношение к более активному делению раковых клеток. С другой стороны, более низкие люди имеют выше риск болезней сердца. Вообще, специалисты связывают с этим открытием большие надежды в изучении болезней сердца, диабета и рака. Похоже, что они как-то связаны с генами роста.

Маргарита Келер, Александр Телегин