Сегодня 23 июля 2017 г., воскресенье, 11:50USD 58.93 -0.1498EUR 68.66 0.6586
Статьи газеты «Мир новостей»

Россия становится страной неучей

16 мая 2013
hits 868
Россия становится страной неучей

Каждый шестой подросток в возрасте от 15 до 17 лет - неграмотный или малограмотный. А к 2020 году неграмотными и малограмотными может стать уже половина российских детей.

ПОРАЖЕННЫЙ РАЗМЕРАМИ

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что на образование денег выделяется не меньше, чем на оборонку, и вообще объем финансирования государственной программы развития образования до 2020 года “поражает своими размерами”.

Расходы на образование до 2015 года составят около 8 трлн рублей, а с 2016 по 2020 год - свыше 20 трлн рублей. Для сравнения: на оборонный сектор планируется потратить до 2020 года 23 трлн рублей.

Об этом должны знать те, кто жалуется, что образование для правительства не является приоритетом, заявил премьер: “Нам обычно говорят, что у нас оборона в приоритете, а образование как-то не очень. Вот обращаю внимание, что цифры очень близки”.

Однако, если говорить (и считать) честно, сравнение образования с оборонкой не совсем корректно - ведь на оборонку деньги идут из федерального бюджета, тогда как большая часть расходов на образование ложится на плечи региональных и муниципальных бюджетов. Если же брать федеральные расходы на образование, то они с расходами на оборонку никак не сравнимы - на образование до 2020 года планируется направить из федерального бюджета всего лишь 4 трлн!

На этом фоне весьма печально выглядят исследования, обнародованные как раз накануне выступления премьера. Так, 1 октября на VI Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ Павел Астахов заявил о повышении численности безграмотных подростков, которая, по его мнению, достигла критических масштабов. По статистике, свыше 30 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет никогда не учились в школах. Среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет почти 700 тыс. малограмотных и неграмотных, то есть малограмотным является каждый шестой.

А на прошлой неделе директор Института развития образования профессор Ирина Абанкина заявила о том, что только для того, чтобы сохранить образование на нынешнем (позорном, прямо скажем) уровне, требуется увеличить запланированное финансирование из всех бюджетов как минимум вдвое!

Это если мы хотим, чтобы малограмотным дурачком у нас был каждый шестой молодой россиянин. А если мы хотим, чтобы дурачком к 2020 году был каждый второй, тогда сойдет и нынешний бюджет.

“СМОТРИТ В КНИГУ - ВИДИТ ФИГУ”

Если у нас каждый шестой подросток - малограмотный, это еще не означает, что остальные пять из шести шибко грамотные. Падение грамотности идет полным ходом по всей стране. Даже отличники сегодня совсем не такие, как были 40 лет назад.

Так почему же современные дети разучились писАть? На прошлой неделе член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова рассказала о проведенных анализах школьных ошибок - только так можно было определить, откуда у безграмотности ноги растут.

И выяснилось вот что. “Болезнь современного общества - это неграмотность функциональная, - говорит Людмила Бокова. - Человек читает текст, не вникая в его сущность. Поэтому потом не может правильно воспроизвести ни слова, ни предложения из этого текста”.

Согласно международным исследованиям, 30% российских школьников имеют 1-й уровень функциональной грамотности. “Это очень низкий уровень, - отметила Ирина Абанкина. - Грамотность европейских школьников намного выше”.

По ее словам, все больше российских школьников не ходят в школу. А если ходят, то толку от этого может быть мало: с таким низким уровнем функциональной грамотности школьник просто не способен воспринимать материал ни по одному предмету.

Однако член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров считает, что школьники не воспринимают школьную программу вовсе не потому, что они такие глупые, а, наоборот, потому что слишком умные: “У меня и у моих ровесников сейчас дети пошли в школу. Приходят и говорят: “Неинтересно. Я уже все знаю, потому что еще в три года прочел обо всем в интернете”.

И действительно, говорит Руслан Гаттаров, зачем современному школьнику напрягаться и учить какие-то там падежи, когда компьютер всегда подскажет ему, как пишется то или иное слово и где ставить запятую.

Выход один - необходимо снова вернуть престиж орфографии, считают эксперты. “Нужна героизация людей, которые обладают знанием. У нас же пока по всем СМИ идет героизация Светы из Иванова. Знаете, какое самое популярное выражение у подростков в интернете? “Мы стали более лучше (одеваться, питаться и т.д.)”. Для кого-то это шутка, а кто-то думает, что так и надо говорить. Идет некая трансформация культурного кода, отмена интереса к чтению. Современным подросткам легче посмотреть экранизацию романа за два часа, чем неделю читать об этом книгу”, - отметил Руслан Гаттаров.

Согласно исследованиям, из всех книг современные подростки любят в основном только комиксы - там много картинок и не надо напрягаться, когда читаешь.

Руслан Гаттаров напомнил, что падение интереса к чтению наблюдается во всем мире. Однако в Европе и США уже давно придумали, как с этим бороться. Они снимают сериалы о ботаниках, которые не просто хорошо учатся, но еще и весело проводят время. Однако в России такой способ может не пройти. “Качество у этих сериалов очень высокое. Потому что если ты снимешь сериал про ботаника на коленке и ботаник у тебя получится дурачком, то будет только хуже”, - рассказал Руслан Гаттаров.

Сейчас же, согласно исследованиям, ботаники у своих сверстников уважением не пользуются, а потому постепенно вымирают как мамонты.

Главная проблема сегодняшней школы, как и всего российского общества, - отсутствие идеологии. “В советское время ребенок учился, потому что знал, что только знания откроют ему в жизни массу возможностей. Сегодняшнему школьнику тоже можно говорить: “Тебе нужно много читать, чтобы научиться понимать текст, только тогда ты научишься владеть коммуникациями и сможешь стать богатым бизнесменом”. Однако будьте готовы к тому, что ребенок вам на это скажет: “Вон Петя Иванов не учился, а все равно стал миллионером”, - говорит Людмила Бокова.

ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК

Но вовсе не об орфографии печется Дмитрий Анатольевич Медведев - по его словам, акцент в программе развития школьного образования в России до 2020 года должен быть сделан на математике: именно математическое образование в итоге станет основой для создания высокотехнологичной экономики в стране.

Премьер-министр считает, что к 2020 году дети в России станут просто вундеркиндами: половина школьников (!) будет участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня, две трети - заниматься в системе дополнительного образования. Причем, если приводить точную цитату, Дмитрий Медведев сказал не “будут участвовать”, а “должны будут участвовать”. То есть не умеешь - научим, не хочешь - заставим.

Еще одна инициатива Медведева - создание кампусов при вузах (об этом уже писал “МН”: у столичных вузов планируют отнять здания в центре и отправить их в кампусы к черту на кулички). Зато благодаря переезду число новых учебных корпусов и лабораторий у вузов возрастет, а общее число мест в общежитиях вырастет до 800 тысяч (правда, только к 2020 году). Если Минобразования приложит к этому необходимые усилия, достичь вышеуказанных целей будет легко, заметил Медведев. Пошутил, наверное.

А вот министр образования Дмитрий Ливанов то ли тоже пошутил, то ли уже собрался подать в отставку, как его коллега - министр регионального развития.

Ливанов заявил, что вовсе не планирует жертвовать уроками в расписании школьников для того, чтобы обеспечить более глубокое знание математики.

Взгляды министра и премьер-министра в корне разошлись - Ливанов заявил, что, прежде чем увеличивать часы, надо для начала хотя бы усовершенствовать методологию преподавания предмета.

МЕСТО ЧИНОВНИКОВ - ЗА ПАРТОЙ?

Привить школьникам любовь к книгам Владимир Путин пытался еще в начале года. Тогда он обратился к общественным деятелям с просьбой составить список из 100 обязательных книг. Однако дело застопорилось - до сих пор не ясно, как включить “путинский список” в обязательную школьную программу по литературе? Ведь чтобы включить 100 книг, надо столько же оттуда выкинуть, а это практически вся программа по литературе, начиная от Крылова и заканчивая Толстым.

Писатель Виктор Ерофеев рассказал, что самой читающей страной на сегодня является Германия (уж не потому ли у них и в экономике все хорошо?): “Приедешь на литературные чтения в какую-нибудь самую захудалую деревню под Кельном - соберутся 300 человек, причем все прекрасно разбираются в мировой литературе”.

В России - другое дело. У нас “бабы на трех работах работают, им лишь бы картошки успеть сварить и ребенка напихать этой картошкой, тут уж не до литературы”, - говорит другой писатель, преподаватель Литературного института Сергей Есин.

Но беда не только в бедности - рыба, как известно, гниет с головы, а наш чиновник - чуть ли не самый темный в Европе. Виктор Ерофеев напомнил, что еще Николай I так оценивал культурный уровень своих министров: “Боже мой, какие идиоты! Ни одного из них нельзя пускать в Европу!” Нынешние министры, по словам писателя, от своих предшественников недалеко ушли.

Сергей Есин заметил, что ни разу не слышал ни от первого лица государства, ни от министров ни одной цитаты из литературы: “Вот Путин говорит: давайте список из ста книг! Мы-то дадим. А сами-то они хоть что-то читают?”

Есин напомнил, что Кеннеди в свое время участвовал в литературных поединках. А Ерофеев рассказал, что был удивлен начитанностью немецких чиновников: “Без культуры, на которую у нас денег выделяется все меньше и меньше, мы совершенно одичали и еще одичаем. Станем варварами, о которых уже много веков говорит Европа, хотя раньше мы не были варварами”.

Что касается инициативы “про 100 книг”, то она имеет все шансы стать “скалозубовщиной, принудиловкой, мы получим список из книг, которые никто не захочет читать, это будет выглядеть отвратительно”, заметил Ерофеев.

И вообще, “не мешало бы чиновникам самим чего-нибудь почитать, ясно, что литературный уровень руководства страны очень низкий”.

Аделаида Сигида
"Мир новостей"


Просмотров: 868
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.