Сегодня 26 июля 2017 г., среда, 13:49USD 59.91 0.0917EUR 69.68 -0.0189
Статьи газеты «Мир новостей»

Неспециалисты широкого профиля

8 мая 2013
hits 1580

Министерство образования и науки сокращает реестр вузовских специальностей с 500 до 100. Есть от чего занервничать абитуриентам и их родителям.

 

Основной аргумент чиновников, срезающих 80% специальностей, таков: наша система специализации негибка, назрела необходимость сменить концепцию. Специальности останутся только в «специалитете» (второй уровень магистратуры, куда принимают далеко не всех студентов). А те, кто закончит обучение в статусе бакалавра, получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля. То есть спустя четыре года обучения на рынок выйдут не филологи, историки, программисты, физики и т. д., а полуфабрикаты с размытой формулировкой «специалист» в гуманитарном или, к примеру, естественно-математическом направлении. При этом законодатели обещают, что в ходе нынешней вступительной кампании абитуриенты будут зачисляться на «старые» специальности и до завершения обучения никто эти профессии объединять или упразднять не будет. Спасибо и на этом.

Объединив специальности, Минобрнауки хочет решить проблему «работы по специальности», когда даже на смежную профессию выпускников с другого отделения берут крайне неохотно. «Классификация должна быть сопряжена с профессиональными стандартами, ведь нельзя забывать, что основной потребитель специалистов - рынок труда», - заверяет директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

С другой стороны, работодатель, и без того опасающийся нанимать зеленых выпускников, вынужден будет брать кота в мешке с непонятным набором знаний и абстрактными представлениями о специальности. Рисковать никто не захочет, поэтому сложная ситуация с трудоустройством молодежи станет без всяких натяжек катастрофической. Например, финансисты, экономисты, аудиторы, бухгалтеры сливаются в едином направлении «экономика и управление». И как же найти нужного специалиста среди обладателей дипломов с такой обтекаемой формулировкой?

Конечным результатом реформы должна стать полная замена всех специальностей пятью направлениями:  естественно-математическим, гуманитарно-социально-экономическим, образовательным, техническим и сельскохозяйственным.

Технарю, конечно, выгоднее быть специалистом широкого профиля, чтобы в случае чего переметнуться, например, в системные администраторы или инженеры техподдержки. А вот на медиках и их пациентах объединение профилей может сказаться негативно. Лечиться не у знатока в своей области, а у некоего «универсала» чревато неприятными последствиями.

Члены комиссии по реформе реестра уверены, что радикально ничего не изменится. «Никто не запрещает руководству вуза готовить специалистов, каких оно хочет», - говорит  Ирина Абанкина.

С одной стороны, во внутренние дела вуза вмешиваться никто не будет. Кого там и по каким программам готовят, министерство не особенно волнует. С другой - специальность, прописанная по стандартам Болонской системы, как в США и Европе, по идее даст нашим выпускникам больше возможностей продолжить обучение или устроиться на Западе. Тут уж ничего не поделаешь: назвался участником Болонской системы - приводи критерии к единому знаменателю.

«Система высшего образования становится глобальной, нужны общие решения, которые подходят большинству стран. Иметь 191 национальный классификатор как-то нера­зумно», - уверен руководитель Центра образовательных разработок школы управления «Сколково» Андрей Баркин. Между тем, считают оппоненты правительства, западный опыт тут ни при чем. «Эти постоянные изменения и переназывания кажутся не реформами, а имитациями. В Британии, Франции и многих других странах сохраняются названия профессий. Нам также нужно менять в первую очередь содержание учебных материалов и процесса обучения. А эти перетряски я считаю контрпродуктивными», - отметил проректор по связям с госорганами и общественными организациями Российского экономического университета имени Плеханова Сергей Марков.

Обновление реестра напоминает рейтинг вузов, когда западные критерии попытались применить к нашей системе образования. «Конечно, мы в свое время чрезмерно наплодили юристов, экономистов и менеджеров всякого уровня. Но нам сейчас предлагают удариться в другую крайность, - говорит член Комитета Госдумы по образованию Николай Разворотнев. - После четырех лет обучения в стенах высшей школы мы будем получать недоделанных специалистов. Сомневаюсь, что такие специалисты-полуфабрикаты будут востребованы рынком».

Конъюнктура рынка меняется постоянно. Какие тенденции будут через 10-20 лет, можно только гадать. И специальности, которые кажутся совершенно невостребованными сейчас, через несколько лет могут взлететь в цене. Хуже всего, что эти «лишние профессионалы» обычно находятся в рамках фундаментальной науки. Наука - это не ремесло, которое приносит немедленную выгоду. Наука требует многих вложений, а отдача происходит далеко не сразу. Но по логике рынка и чиновников от образования теоретические специальности, особенно в сфере гуманитарных наук, которые в дело не пустишь, подлежат ликвидации.

 

Екатерина Люльчак

Фото PHOTOXPRESS

Просмотров: 1580
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Нужен ли единый учебник истории? Далее в рубрике Нужен ли единый учебник истории?


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.