Сегодня 16 августа 2018 г., четверг, 05:38USD 66.37 -0.3763EUR 75.22 -1.0072
Статьи газеты «Мир новостей»

Отрезанные ломти России

30 апреля 2013
hits 2095

Российские железные дороги отменяют поезда дальнего следования десятками, электрички - сотнями, часть составов переводят с круглогодичного на сезонный режим работы и объясняют все это финансовыми трудностями.У народа, лишенного возможности передвигаться из точки А в точку Б, «рельсовые» нововведения вызывают бурю негодования.

СТОП, МАШИНА!

Нехорошие симптомы стали появляться в 2010 году, когда ОАО «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД) начало хронически недофинансироваться из федерального бюджета. За последние два года дефицит госсубсидий на пассажирские перевозки составил более 13 млрд рублей. В этом году компания рассчитывала на 36,3 млрд рублей, но реально получит из российского кошелька только 14,8 млрд.

Такая ситуация якобы не оставила ФПК выбора - пришлось действовать «методом рубильника»: закрывать малоэффективные предприятия, сокращать ряд убыточных поездов и графики курсирования значительного количества составов. По сути, компания занялась модным нынче в стране процессом - оптимизацией внутренних издержек. А за счет кого она у нас обычно происходит? За счет людей. В данном случае как бы за счет поездов, но, как ни крути, все равно получается за счет людей, лишившихся права передвигаться привычными и удобными маршрутами.

- Мы сожалеем о том, что реализовывать программу оптимизации приходится в основном за счет отмены курсирования поездов, не обеспечивающих свою рентабельность. Ситуация, когда компания получает компенсацию выпадающих доходов в 2,5 раза меньше, чем необходимо, ставит нас в очень сложное положение и фактически останавливает развитие пассажирского сообщения, - говорит вице-президент РЖД - гендиректор ФПК Михаил Акулов.

О чем бы и как сильно ни сожалели «оптимизаторы» из РЖД и ФПК, с начала 2013 года по стране нерентабельными для них оказались 18 поездов дальнего следования и ряд прицепных вагонов. С 26 мая в масштабах страны планируется отменить еще 44 состава (три специализированных поезда, перевозящих детей с севера Урала на курорты Кубани: Новый Уренгой - Анапа, Новый Уренгой - Адлер, Нижневартовск - Адлер, а также, предположительно, Сосногорск - Троицко-Печорск, Екатеринбург - Бокситы, Екатеринбург - Санкт-Петербург, Иркутск - Санкт-Петербург, Астрахань - Волгоград и др.), а осенью аннулировать еще 13 поездов. На фоне этого идет сокращение периодичности курсирования еще десятков поездов. А тут еще из-за финансовых трудностей скоро, глядишь, и составы-то уже не из чего будет формировать. В 2011 году ФПК списала 565 вагонов, а закупила 380. В этом году спишет еще 643 плацкартных вагона, а парк пополнит 145 новыми вагонами всех типов.

Что же получается? Государство недофинансирует отрасль, урезая ей дотации, монополист-РЖД в ответ, сокращая свои убытки, уводит с рельсов поезда и как бы дает понять: не дадите денег из бюджета, будет только хуже.

НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ

- Мои односельчане оказались в сложной жизненной ситуации, - рассказала «МН» наша читательница Любовь Журавлева. Сейчас она живет в Москве, но часто навещает родственников в поселке Выша Зубово-Полянского района Мордовии. Вернее, навещала, ведь с некоторых пор на малую родину ей практически не добраться. - В отличие от многих других сельских поселений в нашем жизнь кипит. Пожилых много, да дети их не забывают, часто приезжают. Есть и люди среднего возраста - работа находится каждому. В поселке подрастает новое поколение. Но с января люди не могут ни выехать из поселка, ни приехать в него. Дело в том, что отменен пригородный поезд, ходивший по маршруту Сасово - Земетчино. Время его отправления было приурочено к прибытию электрички из Рязани и поезда №356 из Москвы. На них люди добирались до Сасова, затем пересаживались на пригородный поезд до Земетчина. Он был нашей связующей нитью. И вот днем 2 января я из Москвы доехала до Сасова и, как обычно, хотела пересесть на пригородный поезд, но кассир объявила мне и еще 45 таким же, как я, пассажирам об отмене поезда, посоветовав ехать до Земетчина на другом поезде, который придет следующим утром. Несколько человек вызвали родственников с машинами, кто-то вернулся в Рязань, а человек 30 остались на вокзале. Всеми правдами и неправдами в тот день мы заставили руководство ФПК пустить наш поезд по привычному маршруту, а потом узнали, что начальник станции Сасово сообщил руководству: на пригородный состав покупают билеты не больше двух человек, так что поезд нерентабельный. Бред какой-то! Благодаря такой ложной информации люди теперь не могут добраться до шести поселков. А в них, между прочим, живет более 25 тысяч человек! При такой дискриминационной политике на территории собственной страны этим населенным пунктам грозит вымирание.

Примеров, когда пассажиры случайно узнавали в кассах, что больше не смогут купить билеты на свои поезда, по стране - вагон и маленькая тележка. Впрочем, иногда людям все же удавалось вернуть составы на прежние рельсы. Получилось это, например, у жителей Тындинского района Амурской области. Узнав, что поезд Тында - Комсомольск-на-Амуре с января ходить не будет по причине нерентабельности (по данным ОАО «ФПК», он приносит более 700 млн рублей убытков в год), они в 40-градусный мороз вышли на митинг с требованием сохранить движение по БАМу. Да и как было не выйти, если поезд - единственная связь с миром для тех, кто живет на востоке от Тынды? Здесь расположены девять таежных поселков - Маревая, Дипкун, Тутаул, Верхнезейск, Огорон, Тунгала, Дугда, Февральск и Иса, жителей которых хотели отрезать от внешнего мира. Плохонькая, но хоть какая-то автомобильная связь с центром есть только у Февральска.

- Например, Дипкун от Тынды отделяет 170 километров бездорожья, - говорит глава Дипкунского сельсовета Галина Топор. - Поезд доставляет в поселок пенсии и пособия, почту, завозит промышленные и продовольственные товары... С отменой поезда более 10 тысяч жителей девяти приамурских поселков не смогли бы получать экстренную медпомощь и обращаться в различные соцучреждения.

После того как народ пригрозил перекрыть ветку БАМа, если «поезд жизни» снова не пустят, а правительство Амурской области направило правительству РФ письмо, в котором возмутилось позицией ФПК, решающей свои коммерческие интересы за счет жителей Амурской области, Тында - Комсомольск стал курсировать по прежнему расписанию. Как и поезд Томск - Белый Яр. У тех, кто пользовался этим маршрутом, также не было альтернативных видов сообщения.

СУБСИДИИ: ДАДУТ - НЕ ДАДУТ?

В РЖД признают, что при сокращении нерентабельных поездов больше всего пострадают регионы Сибирского федерального округа «и существенно ухудшается транспортная доступность удаленных населенных пунктов и городов с численностью жителей менее 100 тысяч человек, недостаточно развитой сетью автодорог и отсутствием регионального авиасообщения». К гадалке не ходи - при таком раскладе и без того непростая жизнь за Уралом и вовсе станет невыносимой.

Президент РЖД Владимир Якунин, описывая тяжелое финансовое положение Федеральной пассажирской компании, написал не так давно в своем блоге: «ОАО «РЖД» уже обвиняют ни много ни мало в уничтожении транспортного сообщения между городами. Подобные обвинения - чистой воды популизм, рассчитанный на обывателя, который не в курсе, что пригородные перевозки на своих территориях регулируются региональными властями. Мы с себя ответственности не снимаем, но не надо сваливать все проблемы социальных перевозок только на РЖД. Для того чтобы в этом сегменте начались реальные улучшения, государство должно обеспечить их безубыточность. Тогда пригородные компании смогут и новый подвижной состав приобретать, и повышать качество сервисов. Именно так функционирует пригородный комплекс в большинстве развитых стран. На дотирование регулируемого сегмента дальних перевозок (плацкарт), по расчетам ФПК, нужно не менее 36 млрд рублей». Если бюджет их не выделит, предупреждает г-н Якунин, «для сокращения дефицита ОАО «ФПК» будет вынуждено отменить около 235 поездов, причем часть из них межрегионального значения! Ситуация может дойти  до того, что из Томска в Новосибирск будет возможно добраться только через Москву!».

Учитывая, что пока речь идет об отмене 76 поездов к осени этого года, слова г-на Якунина могут сбыться на 30%. Лиха беда начало.

И все же в ФПК надеются, что в ближайшее время будут реализованы решения, принятые в аппарате правительства в ноябре прошлого года. Как стало известно «МН», по итогам I квартала должен быть рассмотрен вопрос о выделении субсидий Федеральной пассажирской компании до необходимого уровня в 2013 году. Минтрансу дано поручение рассмотреть возможность выделения этих средств. В случае положительного решения это позволит железнодорожникам остановить оптимизацию расходов и прекратить отмену поездов, несущих социальную функцию.

Елена Хакимова

Фото FOTOBANK.COM

Просмотров: 2095
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Солдаты ВСУ переходят на сторону ополченцев ДНР
Растет ожесточение украинских карателей.
10 августа 2018
Силуанов объяснил, почему упал рубль
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов прокомментировал ситуацию на российском финансовом рынке. По его словам, падение курса рубля связано не только с новыми антироссийскими санкциями.
9 августа 2018
Володин допустил упразднение государственных пенсий
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в рамках встречи с жителями Саратова высказался о возможном отказе от государственных пенсий. Парламентарий объяснил идею серьёзным дефицитом Пенсионного фонда.
13 августа 2018
Больных детей не пустят в школу и детсад
С начала нового учебного года в российских школах и детских садах будет запущена процедура утреннего фильтра. Она подразумевает недопуск к занятиям детей с признаками заболеваний.
9 августа 2018
Под Ростовом обнаружено захоронение на тысячу лет старше, чем египетские пирамиды
В Ростовской области было обнаружено захоронение, отнесённое археологами к IV тысячелетию до нашей эры. Оно на тысячу лет старше, чем знаменитые египетские пирамиды.
9 августа 2018
Учёные признали пользу соли
Соль – белый яд, а сахар – сладкий яд. Об этом многие из нас помнят с самого детства. Однако, на самом деле соль не просто полезна для человеческого организма, но и является незаменимой для здоровья сердечно-сосудистой системы.
11 августа 2018
Загрузка...